Срочные новости раздела
В Москве показали балет о якутских алмазах

В Москве показали балет о якутских алмазах

Для спектакля композитор Кирилл Герасимов специально сочинил, музыку, отличающуюся мелодическим разнообразием. Что в балетном жанре довольно большая редкость Оркестр под управлением дирижера постановщика Павла Васьковского сопровождался звучанием национальных музыкальных инструментов в исполнении небольшого ансамбля музыкантов Театра Олонхо из четырех человек. Так что звучание оркестра в спектакле дополняли космические звуки национального варгана. Спектакль позиционируется, как «современная хореография с элементами классического балета в этнической стилистике", где сама хореография вполне себе  традиционна. Да и вообще, перед нами довольно традиционный  балетный спектакль. 

Не очень много в спектакле, собственно, и национальных мотивов. Помимо камерного фольклорного ансамбля, который расположился прямо на сцене и звучит только в начале и конце длившегося без перерыва немногим более часа действия, из национального используется только поставленная по мотивам якутского фольклора легенда о возникновении якутских алмазов.

Тут сразу стоит оговориться, что поскольку алмазы в Якутии были впервые обнаружены в середине прошлого века, поэтому они не упоминаются в традиционном якутском фольклоре. Так что спектакль - чистая фантазия, в каком образе алмазы могли бы быть представлены в древних якутских легендах.

Итак, действие по либретто разворачивается в доисторическое время в трех мирах (верхнем, среднем и нижнем), населенных могущественными магами, духами и потусторонними силами, которым подчиняются космические стихи.

В начале балета появляются три танцовщицы в золотом, серебристом и металлического цвета костюмах с длинной бахромой. Это «удаганки» (шаманы) Верхнего (Золото), Среднего (Серебро) и Нижнего (Железо) миров, «которые решили создать нечто прекрасное, чтобы не было ему равного на всем свете» (читай якутский алмаз). В процессе танца этих трех персонажей и окружающего их женского кордебалета с бубнами, которые «камлали» (то есть шаманили, заклинали) о сотворении этого чуда «из пролитых ими слез, из благословения их песен» и появляется красавица Кытыаста Таас Куо, то есть девушка – Сияющий камень. «И не былей равных ни на небе, ни на земле».

«Камлали» и создавали девушку шаманки трех миров как раз под национальную музыку. Но, к большому сожалению, ансамбль из традиционных якутских инструментов играл только когда была эта первая сцена. А потом в действие включился оркестр, исполнявший музыку современного композитора. Если национальные элементы и были вплетены в сочинение Кирилла Герасимова, то минимально. 

Тем не менее были в этом спектакле интересные сценические паузы, придающие ему глубину и драматургическую напряженность. Например, как раз в тот момент когда должна появиться девушка – Сияющий камень и когда заканчивает играть фольклорный ансамбль, а оркестр ещё не вступает, и была одна из таких пауз, придающая сцене появления главной героине необходимую ей многозначность и таинственность. В это время с колосников, как будто с небес, и спускается в виде драгоценного камня в заключенной в нем девушке видеообраз главной героини, решенный средствами видеоконтента. И потом уже материализуется сама Девушка – Сияющий камень (выдвинутая на «Маску» Мария Кузьмина). 

Вообще, самое интересное в этом спектакле – это оформление: то как девушка-Сияющий камень материализуется в начале спектакля, а в конце превращается в алмаз. А также появляющийся в спектакле образ самого сияющего камня – овала-клетки из прутьев в которой находится героиня (сценограф Михаил Егоров, выдвинутый на маску художник по свету Иван Шандровский и художник видеоконтента Николай Ефремов).

Главный отрицательный персонаж – Боотур (то есть воин, богатырь) Нижнего мира Аар Дьаалы Ыйыста Хара (выдвинутый на маску Валерий Аргунов), который хитростью заманивает красавицу в ловушку и «увлекает в глубь земных недр», как и его свита, одетая в сверкающие серебром латы-куртки с гребнями ящеров на спине и рукавах, решены в балете излишне шаблонно. Отрицательный персонаж по законам жанра прорисован в балете лишь одной черной краской без всякой «светотени». Никакой сложности этот образ не несёт. Дуэты его с героиней несколько бесцветные и схематичные: богатырь встречает девушку, которая ему понравилась, она его отвергает и он её похищает… Такое лобовое решение значительно снижают уровень художественности и этого образа и всего спектакля в целом.

Схематичность вообще главная проблема балета «Сияющий камень». Все тут делается по правилам, как положено. Никаких неожиданностей зрителя не поджидает. В отношения героев не добавлено никаких оттенков и особенной глубины.

А вот богатырь и воин Верхнего мира Кюн Тыргылла Бухатыыр (Срыал Афанасье) решен куда интереснее. Отношения с ним якутской красавицы выстроены в красивых дуэтах с интересными и необычными поддержками, с элементами акробатики, явно заимствованными из фигурного катания.

Естественно богатыри вступают в схватку: «С той самой поры не затихает в мире вечная борьба тьмы и света, добра и зла. Взмолились удаганки трех миров к прародительнице Аан Алахчыын Хотун, чтобы остановила она эту беспощадную борьбу, уничтожающую всё живое. Взмахнула золотыми ветвями властительница и остановила движение времени. Превратила она Кытыаста Таас Куо, красавицу вызвавшую раздор  между подземным миром и небесами, в сверкающий бриллиант и подарила его людям» - повествует либретто. 

Сама идея использования в придуманной к спектаклю легенде о возникновении алмазов якутского эпоса интересна и перспективна (автор либретто Владислав Левочкин). Однако это никак не подкреплено в балете ни национальной пластикой, ни национальным своеобразием и колоритом спектакля. Ничего нового не предложили авторы не только в пластике, но и в драматургии.

Тем не менее драматургически хореография у Екатерины Тайшиной (выдвинута на маску в номинации лучший хореограф-постановщик) более или менее выстроена. У неё, как у прилежной ученицы, присутствует образная система, частично обрисованы персонажи. Но особой остроты драматургических моментов, и индивидуальной неповторимости в её балете пока нет. Она хорошо сочиняет танцы, но только в пределах традиции раннего российского современного танца. Основа её танцевальной лексики – классический танец с небольшими видоизменениями. Принципиальной новизны в такой хореографии нет, зато всё выстроено в традиции классического балетного спектакля. За образец взято «Лебединое озеро» в его советских редакциях: борьба темного и светлого начал и победа добра в эпилоге. Только всё это ещё более упростили.

Видимо именно свой простотой и традиционностью балет и привлек экспертов. Спектакль сделан так, что понятен даже самому не искушенному зрителю. А для такого бессловесного и элитарного искусства, как балет, подобная простота, скорее даже достоинство, чем недостаток. Пушкин как-то сказал, что «поэзия должна быть глуповата». Для балета, где все объясняется только языком жеста и танца, такая формула тем более справедлива. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Секция «Неделя критики» существует в рамках Каннского кинофестиваля с 1962 года и создана Ассоциацией французских кинокритиков. Она нацелена на открытие новых имен и тенденций. Будучи составной частью
подробнее...

В этом году организаторы конкурса преподнесли гостям и зрителям уникальный подарок – на сцене театра оперы и балета имени Э. Сапаева начались гастроли Мариинского театра. Так же в конкурсные дни свой
подробнее...

Из досье МК: Симфония № 7 или Ленинградская симфония была создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в самое сложное для России время, в 1941 году (есть версии, что композитор начал её писать ещё до
подробнее...

В 2010 году Панахи приговорили к тюремному заключению за нелояльность к власти. Затем его отправили его под домашний арест. Вопреки запрету он продолжал работать дома, снимая камерные картины в
подробнее...

Это очень демократичная секция, и на ее просмотры пускают даже тех, кто не смог забронировать билеты. Их катастрофически не хватает, поскольку желающих посмотреть студенческие работы много. И
подробнее...

В разгар ковида Никитин дал большое интервью «МК», пообещав прекрасное далеко уже нынешнему поколению:— «Города из алюминия, ноосфера, прорыв в космос...» нас ждут не в конце века, а уже в середине.
подробнее...

Уже не выходят фестивальные журналы, резко прервалась публикация рейтинга критиков ведущих мировых изданий. Финальные премьеры больше не получат оценки в баллах, оставив пальму первенства «Двум
подробнее...

В любые времена человеку было свойственно спасаться. Все же потребность в безопасности — одна из базовых. В этом смысле эскапизм, который сегодня часто называют «трендом», — далеко не современная
подробнее...

Легендарный пейзаж в данном случае не метафора, а тысячелетний свиток "Панорама рек и гор" мастера Ван Симэня, жившего во времена династии Сун (960-1279 гг.), и чудом сохранившийся: ведь твёрдые
подробнее...

- Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом интересный как личность, - сказал ведущий солист и педагог Большого Ян Годовский на прощании с великим
подробнее...

24 мая вечером должно состояться закрытие 78-го Каннского кинофестиваля и вручение призов. Однако с утра в городе  отключили свет. Нет электричества не только в Каннах, но и в его окрестностях. С утра
подробнее...

Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и
подробнее...

В день юбилея классика «МК» вспоминает его литературные дебюты на наших — с небольшими уточнениями — страницах.Дело в том, что в 1919 году будущий «Московский комсомолец» назывался «Юным коммунаром»,
подробнее...

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в
подробнее...

Праздничный вечер начался со слов, которые сразу же всех обнадежили:  «13 мы считаем счастливым числом, ведь 13 октября родился Алексей Козлов», — с улыбкой заявила Анна Королева, преемница
подробнее...

Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер »
подробнее...

Кто-то скажет, что это чисто политическое решение жюри под руководством актрисы и президента Европейской киноакадемии Жюльет Бинош, акт поддержки опального режиссера, который 15 лет прорывался через
подробнее...

«ЖЗ» вернулся таким, каким он был четыре года назад: последний из выложенных журналов — «Нева» за декабрь 2021 года.Впрочем, администрация в шапке сайта разместила предупреждение: «В настоящий момент
подробнее...