Срочные новости раздела
Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе

Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе

В Мурманске белые ночи с солнцем в зените, порт, рыболовецкие суда и лодки на заливе, редкие заплатки снега на только что зазеленевших сопках, памятники Ждущей, русскому солдату Алёше, подводной лодке «Курск», а также рыбе треске, которая тоже символ города. Эти и другие вполне узнаваемые мурманчанами реалии сошлись в «Мурманском вальсе». И совсем не в виде сценографических элементов.

Постановочная команда (что редкость для современного театра, сугубо мужская), решив рассказать о городе Мурманске, не стала прибегать к документальному театру, что вполне ожидаемо. Постановщики создали на сцене театральную сагу, охватывающую жизнь как минимум трех поколений мурманчан от рождения до… В 1945 году в местном роддоме на свет одновременно появились девочка и мальчик, чьи родители погибли: у девочки — мать в родах умерла от кровопотери, у мальчика отец пал геройской смертью при выполнении воинского долга.

С самого начала обозначив трагические обстоятельства жизни, автор вводит в повествование силу судьбы. И не какую-то там абстрактную, а конкретную: во-первых, судьба с рождения предназначила детей друг другу, а во-вторых, в сопровождающие им дала Ангела (Николай Акулов), правда, в виде философствующего дворника в белом как снег комбинезоне и летном шлеме. Снежная тема в оформлении вполне понятна — как-никак Заполярье. Два художника: Федор Архипов (сценография, костюмы) и Павел Куделькин (свет) добавили Мурманской саге волшебства.

Этот небесный философ с парочкой подручных время от времени по-клоунски легко вполне реальную историю людей будет уводить в сказку. Но не ту, где добро всегда побеждает зло. Там герои по воле судьбы в час Х получают дополнительную силу, шанс. Пусть и небольшую, но силу. В такие моменты реализм на сцене приобретает черты магического.

А между тем жизнь в мурманском дворике бурлит, детские страсти (все же под присмотром взрослых) временами зашкаливают (современный буллинг тут в зачаточном виде и вполне себе безобиден), события следуют одно за другим. Мишка (Алексей Кинк), который по своим внешним данным отнюдь не герой (не высок, белобрыс, застенчивый мечтатель), влюблен в Маню (Диана Артёмова), которая даже не смотрит в его сторону — ни в дошкольном, ни в подростковом возрасте и только в юности благосклонно обратит на него свой девичий взор. У взрослых своя жизнь, при этом представленная не формально: образы бабушек и двух дедушек, заменивших детям родителей, прописаны ярко, что только добавляет постановке комедийных красок и иронии.

Режиссеру Николаю Гадомскому в «Мурманском вальсе» удалось как-то органично и даже тонко связать реальное с нереальным, прозу жизни с возвышенным, героическим, о котором, что особенно важно, в спектакле говорится без ложного пафоса. Напротив, постановщик нарочито убирает даже намек на пафосный тон, который вроде бы уместен дате, но в подобных случаях только ей вредит. Тут и ироничный текст персонажей (колоритный грузинский дедушка Мишки (Александр Волков), выпивающий портовик, дед Мани (Владимир Морев), и политически подкованная Манина бабушка-учительница (Анна Будовская), и короткие отсылы в мир сказки делают «Мурманский вальс» — трогательной историей. Актеры, занятые в спектакле, искренне и с азартом проживают ее.

Кстати, перед премьерой я заглянула в краеведческий музей, где человеческий фактор тоже стал ключевым в подготовке выставки к 80-летию Победы — она сделана через письма с фронта и на фронт. Так что подход более чем правильный: люди–судьбы–город–страна. И понятно почему — победа. Другого не дано.

Зрители следят за сюжетными поворотами в жизни обитателей мурманского дворика, старшее поколение узнаёт дворы своего детства. Узнают родной город в топонимике, именах, метеорологических особенностях Заполярья, в чертах характеров мурманчан и полных драматизма событиях, вписанных черным цветом в историю города.

Одно из таких произошло в 1970 году: погибла подводная лодка К-8, выжила только часть экипажа. Эту сцену, основанную на реальных дневниковых записях командира подлодки, Николай Гадомский строит неожиданным образом: в отсек, где находятся мичман с коком Мишкой, является… смерть. Дерзкая, нахальная черноволосая девица, с вызовом в голосе и жестах, ее юбку украшают матросские сине-белые откидные воротники, и рассказывает им, что будет происходить с матросами и офицерами подлодки. Предлагает сыграть в карты, чтобы подводники отыгрались, таким образом сохранив себе жизнь. При вспышках красного света идет яростная игра не на жизнь, а на смерть в прямом смысле слова. Ее сопровождает текст с точными данными о том, что в этот момент происходит в разных отсеках подлодки. В одном вот-вот закончится подача кислорода, в другом начала прибывать вода… Правда, не погруженным в тему сложно проследить за процессом.

— Потанцуем! — заходясь от куража, кричит смерть и прижимает к себе невысокого Мишку.

Танец, понятное дело, художественный вымысел в пьесе, а в жизни… В Мурманске в здании мемориального маяка (рядом с морским православным собором Спас-на-водах) хранятся книги с именами моряков, погибших в мирное время. В честь них этот маяк установлен.

Но возвращаемся в театр. Картина напряженного действия на подлодке сменяется вполне мирной уже на суше, в самом мирном на свете учреждении — в родильном, где некогда на свет появились Маня и Миша, предназначенные друг другу судьбой, а теперь Маня сама впервые должна стать матерью, а Мишка — отцом. Здесь все та же акушерка Оля (Юлия Гусарова), принимавшая Маню от умирающей в родах матери. Здесь и ее школьная подруга детства Варя-сладкоежка (Мария Лобова), у которой вот-вот начнутся схватки — она-то ждет уже третьего ребенка.

Мишка все равно не выйдет из подлодки на поверхность… Свой последний, полученный от смерти шанс на жизнь он передаст любимой Мане, потому что у нее при родах, как и у ее матери, случится потеря крови, не совместимая с жизнью. Негероического вида муж ценой своей жизни спасет жену и ребенка.

Не сразу, но мурманский вальс как мелодия давал о себе знать еще в первом акте, он развернется к финалу в полную мощь. «Мой Мурманск, где в море капуста растет/Где пастбища только оленьи/Весной под травою нетающий лед/А осенью пахнет сиренью…». Не исключаю, что музыка, написанная Владиславом Сташинским для конкретного спектакля, зазвучит теперь и за пределами театра.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Секция «Неделя критики» существует в рамках Каннского кинофестиваля с 1962 года и создана Ассоциацией французских кинокритиков. Она нацелена на открытие новых имен и тенденций. Будучи составной частью
подробнее...

В этом году организаторы конкурса преподнесли гостям и зрителям уникальный подарок – на сцене театра оперы и балета имени Э. Сапаева начались гастроли Мариинского театра. Так же в конкурсные дни свой
подробнее...

Из досье МК: Симфония № 7 или Ленинградская симфония была создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в самое сложное для России время, в 1941 году (есть версии, что композитор начал её писать ещё до
подробнее...

В 2010 году Панахи приговорили к тюремному заключению за нелояльность к власти. Затем его отправили его под домашний арест. Вопреки запрету он продолжал работать дома, снимая камерные картины в
подробнее...

Это очень демократичная секция, и на ее просмотры пускают даже тех, кто не смог забронировать билеты. Их катастрофически не хватает, поскольку желающих посмотреть студенческие работы много. И
подробнее...

В разгар ковида Никитин дал большое интервью «МК», пообещав прекрасное далеко уже нынешнему поколению:— «Города из алюминия, ноосфера, прорыв в космос...» нас ждут не в конце века, а уже в середине.
подробнее...

Уже не выходят фестивальные журналы, резко прервалась публикация рейтинга критиков ведущих мировых изданий. Финальные премьеры больше не получат оценки в баллах, оставив пальму первенства «Двум
подробнее...

В любые времена человеку было свойственно спасаться. Все же потребность в безопасности — одна из базовых. В этом смысле эскапизм, который сегодня часто называют «трендом», — далеко не современная
подробнее...

Легендарный пейзаж в данном случае не метафора, а тысячелетний свиток "Панорама рек и гор" мастера Ван Симэня, жившего во времена династии Сун (960-1279 гг.), и чудом сохранившийся: ведь твёрдые
подробнее...

- Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом интересный как личность, - сказал ведущий солист и педагог Большого Ян Годовский на прощании с великим
подробнее...

24 мая вечером должно состояться закрытие 78-го Каннского кинофестиваля и вручение призов. Однако с утра в городе  отключили свет. Нет электричества не только в Каннах, но и в его окрестностях. С утра
подробнее...

Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и
подробнее...

В день юбилея классика «МК» вспоминает его литературные дебюты на наших — с небольшими уточнениями — страницах.Дело в том, что в 1919 году будущий «Московский комсомолец» назывался «Юным коммунаром»,
подробнее...

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в
подробнее...

Праздничный вечер начался со слов, которые сразу же всех обнадежили:  «13 мы считаем счастливым числом, ведь 13 октября родился Алексей Козлов», — с улыбкой заявила Анна Королева, преемница
подробнее...

Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер »
подробнее...

Кто-то скажет, что это чисто политическое решение жюри под руководством актрисы и президента Европейской киноакадемии Жюльет Бинош, акт поддержки опального режиссера, который 15 лет прорывался через
подробнее...

«ЖЗ» вернулся таким, каким он был четыре года назад: последний из выложенных журналов — «Нева» за декабрь 2021 года.Впрочем, администрация в шапке сайта разместила предупреждение: «В настоящий момент
подробнее...