Срочные новости раздела
Мессереру посвятили отдельный зал с лучшими эскизами: «Ромео и Джульетта», «Левша», «Спартак»

Мессереру посвятили отдельный зал с лучшими эскизами: «Ромео и Джульетта», «Левша», «Спартак»

В здании музея на Гоголевском бульваре, 10, побывал корреспондент «МК».

Сравнения в таких случаях неизбежны, тем более что нынешняя выставка независимо от желания организаторов стала классическим сиквелом, когда во второй части нашумевшего фильма дают «все то же самое, но в два раза больше». И этим выставка «Калейдоскоп времени» прекрасна.

Потому что в Доме Ильи Остроухова в Трубниках нам показали один, тарусский, портрет Беллы Ахмадулиной (Мессерер был четвертым супругом поэтессы), а в ММСИ — «Красный портрет Беллы» (1974–1976) и внушительное, во всю стену, полотно «Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере» (1974–1980).

В прошлый раз был один, размером с советский ламповый телевизор, стереоскопический макет спектакля «Школа жен» 2014 года. А теперь Мессереру как театральному художнику посвятили отдельный зал, где собрали эскизы к постановкам за полвека: сцена бала из балета «Ромео и Джульетта» (1968), «Левша» (1976), «Спартак» (1980),«Светлый ручей» (1982 год, Театр оперы и балета в Ереване, затем Большой театр, 2003 год). И, наконец, совершенно волшебный макет декораций к балету «Конек-горбунок», от которого одинаково можно прийти в восторг и в пять, и в пятьдесят лет.

И в остальном творчество Бориса Асафовича стремились представить панорамно и в хронологическом порядке. Ранние портреты (пример — «Одноглазый лодочник» 1954 года, его автору — 21), пейзажи, и в первую очередь коктебельские, 1960-х, «Большие абстракции» (1970-е), и так — до пейзажей первого десятилетия XXI века и цикла «Живописные беспредметные композиции» 2020-го.

Отдельно нужно рассказать об объединенных в некое целое инсталляциях «Реквием по Веничке Ерофееву» и «Ветер перемен», которые разделяют по времени создания два года (2000/2002). Первая представляет собой сумму советских бутылок с этикетками крепких напитков, упомянутых в поэме «Москва—Петушки», свечей, «растущих» из горлышек бутылок, пачек папирос, пожелтевших газет, деревянных ящиков и досок, изображающих настил старого железнодорожного перрона.

«Ветер перемен» — еще более замысловатая конструкция: вращающаяся мельница, ее лопасти — русские счеты, костяшки которых на каждом обороте съезжают по спицам с характерным звуком.

Причем эта мельница — внушительной высоты, в три, а то и в четыре человеческих роста. Возле нее ощущаешь острое одиночество и задор Дон Кихота, рвущегося в бой с метафорой неутомимого хода времени и хрупкости человеческой жизни. 

Тогда, в 2002-м, Мессереру — к счастью, поныне живущему мастеру — было 69. И, кажется, прибегая к кинетической форме выражения смысла, он пытался сказать то же, что Ахмадулина вложила в одну строфу, «процитированную» на выставке:

Близ Паршино и поворота к Тарусе

Откуда мне знать, сколько минуло лет?

Текущее вверх, в изначальное устье,

все странствие длится, а странника нет.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Секция «Неделя критики» существует в рамках Каннского кинофестиваля с 1962 года и создана Ассоциацией французских кинокритиков. Она нацелена на открытие новых имен и тенденций. Будучи составной частью
подробнее...

В этом году организаторы конкурса преподнесли гостям и зрителям уникальный подарок – на сцене театра оперы и балета имени Э. Сапаева начались гастроли Мариинского театра. Так же в конкурсные дни свой
подробнее...

Из досье МК: Симфония № 7 или Ленинградская симфония была создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в самое сложное для России время, в 1941 году (есть версии, что композитор начал её писать ещё до
подробнее...

В 2010 году Панахи приговорили к тюремному заключению за нелояльность к власти. Затем его отправили его под домашний арест. Вопреки запрету он продолжал работать дома, снимая камерные картины в
подробнее...

Это очень демократичная секция, и на ее просмотры пускают даже тех, кто не смог забронировать билеты. Их катастрофически не хватает, поскольку желающих посмотреть студенческие работы много. И
подробнее...

В разгар ковида Никитин дал большое интервью «МК», пообещав прекрасное далеко уже нынешнему поколению:— «Города из алюминия, ноосфера, прорыв в космос...» нас ждут не в конце века, а уже в середине.
подробнее...

Уже не выходят фестивальные журналы, резко прервалась публикация рейтинга критиков ведущих мировых изданий. Финальные премьеры больше не получат оценки в баллах, оставив пальму первенства «Двум
подробнее...

В любые времена человеку было свойственно спасаться. Все же потребность в безопасности — одна из базовых. В этом смысле эскапизм, который сегодня часто называют «трендом», — далеко не современная
подробнее...

Легендарный пейзаж в данном случае не метафора, а тысячелетний свиток "Панорама рек и гор" мастера Ван Симэня, жившего во времена династии Сун (960-1279 гг.), и чудом сохранившийся: ведь твёрдые
подробнее...

- Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом интересный как личность, - сказал ведущий солист и педагог Большого Ян Годовский на прощании с великим
подробнее...

24 мая вечером должно состояться закрытие 78-го Каннского кинофестиваля и вручение призов. Однако с утра в городе  отключили свет. Нет электричества не только в Каннах, но и в его окрестностях. С утра
подробнее...

Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и
подробнее...

В день юбилея классика «МК» вспоминает его литературные дебюты на наших — с небольшими уточнениями — страницах.Дело в том, что в 1919 году будущий «Московский комсомолец» назывался «Юным коммунаром»,
подробнее...

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в
подробнее...

Праздничный вечер начался со слов, которые сразу же всех обнадежили:  «13 мы считаем счастливым числом, ведь 13 октября родился Алексей Козлов», — с улыбкой заявила Анна Королева, преемница
подробнее...

Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер »
подробнее...

Кто-то скажет, что это чисто политическое решение жюри под руководством актрисы и президента Европейской киноакадемии Жюльет Бинош, акт поддержки опального режиссера, который 15 лет прорывался через
подробнее...

«ЖЗ» вернулся таким, каким он был четыре года назад: последний из выложенных журналов — «Нева» за декабрь 2021 года.Впрочем, администрация в шапке сайта разместила предупреждение: «В настоящий момент
подробнее...