Срочные новости раздела
В старинном особняке «РОСИЗО» показали квартирные выставки 1960-х-1980-х годов

В старинном особняке «РОСИЗО» показали квартирные выставки 1960-х-1980-х годов

Нас здесь быть, наверно, не должно. Сюда впускают исключительно особенный, очерченный круг (но широкий, судя по очередям, которые в свое время стояли на такие выставки) людей. Но мы здесь, подсматриваем и подслушиваем жизнь искусства, которым делились в стенах простых советских квартир. Не покидает ощущение запретности, недоступности происходящего здесь, мы имеем возможность прикоснуться к тайне… Да еще и в соседней комнате вдруг раздается голос Высоцкого под гитару (струны которой непременно будут порваны к концу импровизированного «квартирника»). Кажется, вот-вот соседи вызовут милицию, будет облава и мало не покажется никому.

Парадокс состоит в том, что находимся мы далеко не в хрущевке, а в особняке Тургеневых-Боткиных, где сейчас располагаются выставочные залы «РОСИЗО», но при этом один из разделов новой выставки «Искусство за закрытыми дверями» восстанавливает интерьеры советской простенькой квартирки (со своим особенным, хоть и своеобразным уютом), которая для многих художников стала одновременно и жилищем, и галереей. По сути своей, это выставка про выставки, и к тому же исследование феномена таких камерных показов творчества. Все знают, что они были, что искусство в 1960-е-1980-е годы разделилось на официальное и неофициальное, но далеко не каждому довелось побывать хотя бы на одной такой экспозиции, вписанной в интерьер рядовой советской квартиры — для многих эти двери так и остались закрытыми, а те, кто сейчас интересуются теми художниками, попросту не имеют машины времени, чтобы попасть туда… Однако теперь возможность все же попутешествовать во времени появилась для всех — кому наверстать упущенное, кому прикоснуться к чему-то далекому из другой эпохи, а кому — поностальгировать…

Непростые загадки пришлось отгадывать кураторам выставки — фотографии таких камерных экспозиций сохранились, поэтому составить хотя бы минимальное впечатление о том, как это было, можно. Но ни подписей, ни дат на большинстве из них нет. И тогда приходилось включать дедукцию и прибегать к другим способы добраться до истины и собрать целую картинку из кусочков мозайки. «Детали пазла» здесь, кстати, показаны — в каждом разделе экспозиции собраны фотографии с конкретной квартирной выставки, распознаны личности и работы, приблизительные даты…И кадры эти сами как произведение искусства — огромное удовольствие рассматривать людей на них, которые очевидно не позируют. И здесь замечаем еще один парадокс, который вдруг озвучил вслух один из гостей выставки: «Беднота-то какая была, но как же это было шикарно!». По нарядам и обстановке, отраженным на фотографиях, действительно ощущается несладкая жизнь, безденежье. Но почему-то это не воспринимается негативно. Напротив, есть ощущение, как сейчас принято говорить, «тяжелого люкса» — тусовка бедных, но избранных.

Что можно было увидеть на таких выставках? Например, «Мухомор своеобразный» — Георгия Кизевальтера. Эпитет в названии подобран максимально точно. Искать в деревянном мухоморе красоту не приходится, но он обладает своей эстетикой, которая вполне сочетается с тем воссозданным интерьером советской квартирки и с людьми, которые приходили познакомиться с искусством за закрытыми дверями.

Какие-то выставки просто демонстрировали работы художников, а некоторые рассказывали целые истории. Например, у Кизевальтера опять же в комнатушке коммуналки можно было познакомиться с Васей. А точнее, прийти в его музей — своеобразная (опять же) выставка-экспонат. Вася Белов — вымышленный персонаж, вполне обычный советский парень начала 1980-х. Работает шофером, но внутри него живет человек с амбициями — он учится на журналиста. Вполне обычная история. Виктор Цой, например, даже будучи довольно известным музыкантом, кочегарил в котельной… Но у Васи план на жизнь по принципу «как надлежит жить советскому человеку». Своего персонажа художник препарировал, придумал ему биографию, «Содержание Васи», письма и все то, из чего сложен любой человек…

Идем дальше и знакомимся с другими «своеобразными» предметами искусства — «Голова» и «Смотрящий влево» Игоря Шелковского. Это его ранние работы, еще «до» современного Шелковского.

Остается вопрос (нет, не «Кто виноват?, и не «Что делать?»): чтобы что? Продажи? Слава? Известность? Еще один парадокс: на прибыль от своих работ художники и не рассчитывали. Да и известность ко многим пришла позднее, а к кому-то и вовсе не заглянула (за закрытые двери). Пожалуй, в крохотных квартирках и комнатушках в коммуналках и было спрятано самое «искусство ради искусства». Впрочем, явление только начали изучать — непаханое поле. Время покажет, что это было.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...