Срочные новости раздела
В спектакле по рассказам Бориса Минаева воспроизвели запах советского детства

В спектакле по рассказам Бориса Минаева воспроизвели запах советского детства

Дождь идет постоянно. Он начинает молотить по крыше еще до начала спектакля. Впечатлительная зрительница поинтересуется: «Неужели настоящий? Как же артисты будут играть?» В театральной программке приводится цитата из Блока: «Когда ты загнан и забит/Людьми, заботой иль тоскою…». Она кажется избыточной, что-то разъясняет, хотя и без того все понятно и прочитывается совсем в другой тональности.

Взрослый Лева стоит в подъезде дома в Пресненском районе Москвы, где прошло его детство. Он разговаривает с дождем, прокручивает пленку воспоминаний, запечатлевшую его беззаботное детство, счастливых родителей, соседей, непонятный мир взрослых, который только теперь начинает раскрываться. Многое с годами приобретает совсем другой вкус, а запахи детства становятся мучительно прекрасными.  

Главную роль легко и нежно сыграл Сергей Печенкин. На наших глазах он виртуозно превращается в мальчика, которым когда-то был его герой, а потом вновь становится взрослым и наблюдает за происходящим с высоты своих лет, но глазами ребенка. Это сложно сыграть, чтобы зритель принял заданную условность. 

Все происходит в тесном пространстве лестничной клетки (оригинальное решение художника Марии Утробиной). Помимо лестницы, ведущей на другой этаж, есть лифт и мусоропровод. Здесь же вскоре появится скромная советская квартира родителей из ничего, а потом и комната соседей, к которым всей семьей семейство Левы  когда-то ходило в гости. Кроме нескольких стульев и стола почти ничего и нет. Даже спят родители, стоя и в белых одеждах. Они как прекрасные призраки прошлого, ангелы ушедшего детства, и это одна из самых ярких с визуальной и смысловой точки зрения сцен. 

Когда-то мальчик Лева постоянно стоял в подъезде и ему постоянно задавали вопрос, что он тут собственно делает. Лева неизменно отвечал, что смотрит на дождь. К нему тут же присоединялись взрослые, чтобы тоже услышать и увидеть дождь. Возникали  разговоры, казалось бы, ни о чем особенном,  но  воспоминания о них теперь так бесценны. В обрывках фраз – интонация времени,  понимание того,  кто есть кто. 

Мама, папа и я - лучшая в мире советская семья. Красавица Марина, которую сыграла Нелли Уварова, - безусловно,  самая прекрасная мама на свете.  У кого еще такой сильный и надежный папа - Иван Воротняк?  Он может рассказать невероятные  истории о своем военном детстве. Они  совсем не героические. Например, про флюс, который можно вырезать ножом. 

Мама очень гордится расположением образованных соседей с другого этажа. Иногда они приглашают всю семью к себе в гости. Хозяин дома и интеллигент Жора Нудель  потребует не поминать всуе святое имя Пушкина. Из-за этого возникнет ссора. И вот уже в квартире появляется  «кое-кто еще», как сказано в программке. Некто кудрявый с бакенбардами, нальет себе рюмочку, закусит  пирогом с капустой. Словно за минуту до этого разгоряченные соседи не спорили о том,  съел бы  Пушкин  есть пирог с капустой или нет.  

Татьяна Веселкина, Дарья Семенова, Андрей Бажин и Виталий Тимашков сыграли по несколько ролей, превратив происходящее в карнавал. Татьяна Веселкина особенно хороша в  облике  пожилой, но бодрой соседки Маруси Ивановны. Мама Левы попросила ее присмотреть за сыном, пока сама на работе. Нужно забрать мальчика из школы, разогреть ему обед – ничего сложного. Лева с Марусей Ивановной постоянно спорят. Она ему показывает язык. А он стесняется, когда она приходит за ним в школу.  И так все это трогательно и нежно сделано. 

У папы есть сестра, а у нее есть муж, и он тайно приезжает  в Москву. Ночует не у себя дома,  а у родителей Левы, которые его фактически укрывают от милиции. Весь подъезд про это знает, но все молчат. Никто не сообщит, куда надо. А Лева с удивлением узнает, что есть на свете не только пионерские лагеря, но и таинственные другие - для взрослых людей. На дворе брежневская эпоха, а отголоски других времен вплетаются в настоящее. А жизнь впереди у мальчика - большая-большая, и  он не знает, какой она будет. Зато нам все об этом известно.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...