Срочные новости раздела
Вадим Верник поделился воспоминаниями о Наталье Теняковой: «Настоящая актриса — мечтала о новых ролях»

Вадим Верник поделился воспоминаниями о Наталье Теняковой: «Настоящая актриса — мечтала о новых ролях»

— Когда Тенякова была в театре в последний раз?

— Последние несколько месяцев Наталья Максимовна болела, в театре, к сожалению, не появлялась, но мы поддерживали отношения с ней. У нас была незримая связь… Весной в Большом театре я для Натальи Максимовны получал ее «Золотую маску». Позже она мне позвонила и поблагодарила за добрые слова, которые я сказал на церемонии. Я тогда говорил совершенно искренне, потому что отношусь к ней с огромной любовью и симпатией.

— Год назад она отметила свое 80-летие. Вы были приглашены?

— Да. У Натальи Максимовны день рождения 3 июля. Она тогда собрала в ресторане всех, кого считала своими близкими. И мне было очень дорого и приятно, что она пригласила меня и моего брата Игоря тоже. Вечер был совершенно чудесный, очень теплый, камерный. Были ее друзья и коллеги — Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Константин Хабенский. А ее дочь Даша подготовила для нее многоэтажный торт, где на каждом ярусе были фотографии из разных периодов жизни Натальи Максимовны. Изящно, трогательно, тепло…

— Сегодня многие вспоминают ее бабу Шуру в фильме «Любовь и голуби».

— Конечно, вспоминают, это ведь одна из лучших ее ролей. «Любовь и голуби» постоянно показывают на все праздники, и ее бабу Шуру зрители обожают. Периодически показывают фильм «Старшая сестра» Георгия Натансона, где Наталья Максимовна грандиозно играет в дуэте с Татьяной Дорониной. В ее роли столько красок, такие тремоло, перевоплощения — от трогательности, наивности до внутренней жесткости и стального характера.

— Она была такой же и в жизни?

— Да! Трепетная, нежная, но в то же время могла быть суровой, всегда с внутренним стержнем.

— Как к Теняковой относились в театре?

— Ее все обожали. Не только артисты, но и все службы: и гримеры, и бутафоры, и осветители, и монтировщики сцены, потому что у нее была молодая душа. Она обладала потрясающей внутренней энергией. Искрометность, великолепное чувство юмора — легкое, изящное, тонкое, я бы назвал его афористичным. И в этом смысле совершенно не чувствовался ее физический возраст — внутри нее горел огонь! И так было до последних дней. Она не стала ретро-персонажем. Когда мы созванивались с ней в последний раз, после «Золотой маски», она была такой же легкой и остроумной.

— Последняя театральная работа Натальи Максимовны в МХТ — спектакль «9 ряд. 10, 11 место»…

— В этой постановке у нее был потрясающий дуэт со Станиславом Любшиным. Действие происходит в Художественном театре. Они играли влюбленную пару, которая из года в год встречается в стенах театра на девятом ряду, на одних и тех же местах. Они влюблены, при этом у каждого своя жизнь, своя семья. Но свое чувство друг к другу влюбленные пронесли сквозь всю жизнь. Тенякова там играла филигранно! Планировалось, что когда Наталья Максимовна поправит здоровье, то снова выйдет на сцену в этом спектакле. Мистическим образом ее последняя роль в МХТ связана с самим Художественным театром по сюжету. В этом есть символизм: для Теняковой настоящая жизнь была в Театре. Сначала БДТ, где она была примой, — ее обожал Георгий Товстоногов. Затем вынужденный отъезд Натальи Теняковой и Сергея Юрского в Москву, где она сразу стала примой театра Моссовета и сыграла ряд замечательных ролей, например, Грушенька в «Братьях Карамазовых», Гедда Габлер в одноименном спектакле по Ибсену, а еще был очень красивый спектакль «Тема с вариациями» в постановке Юрского, где вместе с ней и Сергеем Юрьевичем также играл Ростислав Плятт. Потом ее позвал в Художественный театр Олег Ефремов, где ее жизнь началась с высокой ноты — она сыграла Мадлену Бежар в булгаковской «Кабале святош», и эта высокая нота длилась несколько десятков лет. А какая она была грандиозная Гурмыжская в «Лесе» Островского, Раневская в «Вишневом саде» Чехова, Хелен в «Юбилее ювелира» Маклиффа. А в последнее время она играла в моноспектакле «Говорит Москва» — камерная постановка по дневникам Светланы Аллилуевой (дочь Иосифа Сталина. — М.Ч.).

— Каким было ваше первое впечатление о Теняковой?

— Я открыл ее для себя в детстве, когда мы с семьей смотрели в кинотеатре «Художественный» британский фильм «Леди Каролина Лэм». Я тогда не знал фамилии актрисы, которая озвучивала главную героиню, возлюбленную Байрона, но меня пленил ее голос, совершенно ни на кого не похожий. Низкий, грудной, красивый, завораживающий, с хрипотцой, полутонами, плотной энергией… Причем он у нее был такой уже в молодости, когда она играла юную девочку в «Старшем сыне».

— Имя Теняковой неразрывно связано с именем Сергея Юрского…

— Они прожили вместе почти 50 лет и за это время вросли друг в друга. Юрский делал для нее спектакли как режиссер, например, вспоминается спектакль «Игроки-XXI» — современная трактовка Гоголя, где Тенякова раскрылась с неожиданной стороны. Он писал пьесы, где Наталья Максимовна играла главные роли, но не потому, что она жена Юрского, а потому что великая актриса. Утрату супруга она тяжело переживала, но сейчас, если так можно сказать, их души соединились.

— А какой она была мамой?

— У Теняковой и Юрского замечательная дочка Даша, прекрасная актриса. Наталья Максимовна так радовалась ее успехам всегда! Помню, как после премьеры «Дяди Вани», где Даша играет Войницкую, она с гордостью говорила: «Какая Дашка молодец!».

— О чем Наталья Максимовна мечтала? Наверняка были планы…

— Она как настоящая Актриса с большой буквы хотела выходить на сцену, мечтала о новых ролях и говорила об этом с Константином Юрьевичем Хабенским. Тенякова — абсолютная легенда, но и легенды уходят из жизни… К счастью, остаются фильмы с ее участием и записи ее спектаклей. А значит, Наталья Тенякова продолжает быть с нами.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

Сюжет очень простой: Жиль (Андрей Барило) после травмы головы потерял память, а его супруга Лиза (Светлана Малюкова) пытается помочь ему вернуться к прежней жизни. По возвращении мужа из больницы она
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...