Срочные новости раздела
«Травиата» на красной дорожке: состоялась премьера киноверсии шедевра Джузеппе Верди

«Травиата» на красной дорожке: состоялась премьера киноверсии шедевра Джузеппе Верди

«Геликон» входит в эту опасную реку уже в третий раз. Именно с его «Пиковой дамы» стартовал проект «Театр в кино», который осуществляет телеканал «Культура». Потом была «Золушка». И вот теперь «Травиата», премьера которой прошла в духе шумных светских мероприятий: с красной дорожкой, дефиле от Юдашкина, бриллиантами от партнеров и селебрити в вечерних туалетах.

Проект «Театр в кино» — это не просто фиксация спектаклей на видео, которая театру не только не помогает обрести популярность, но, напротив, губительна и даже зачастую смертельна для живого театрального искусства. Идея, родившаяся на телеканале, принципиально другая: соединить технологии театра и кино, использовать возможности кинематографа для расширения визуальной и звуковой палитры, внести в театральную реальность элементы киноязыка и в итоге создать новый мультидисциплинарный продукт.

Не зря первой ласточкой проекта стал спектакль «Геликона»: Дмитрий Бертман любит эксперименты и новации. Но если в «Пиковой даме» спектакль служил лишь отправной точкой, на основе которой был снят фильм, радикально отличающийся от театрального исходника, то в случае с «Травиатой» постановщики Дмитрий Бертман, режиссер киноверсии Дарья Вендина и оператор Евгений Тимохин сохранили ткань спектакля в полной мере. И потому особенно интересно отметить те яркие черты, которые отличают сценическую версию от экранной. А заодно оценить общую картину: как живется оперному театру в кино? Хорошо ли ему там? Уютно ли? Как себя чувствуют зрители, привыкшие к атмосфере оперного дома, которым приходится ощутить странное соседство с завсегдатаями кинозала — жующими попкорн, болтающими во время действия, свободно бродящими по залу и совершенно не боящимися кашлять? Ведь никому они не помешают.

Выбрать каст для киноверсии — уже решение. Ведь в опере всегда бывает несколько составов. В театре можно послушать в партии Виолетты Лидию Светозарову или Юлию Щербакову — и это будут два разных спектакля. Кино — это раз и навсегда. Авторы выбрали для вечности Лидию Светозарову (Виолетта), Игоря Морозова (Альфред) и Алексея Исаева (Жермон). А также Дмитрия Скорикова — доктор Гренвиль, Екатерину Облезову — Аннина, Ларису Костюк — Флора.

Киноязык с его возможностями игры крупными и общими планами и, разумеется, монтажа «вытащил» из артистов все их сильные стороны. Но и спорные тоже. И если выразительное лицо Светозаровой на крупных планах дает потрясающий эффект трогательности, вызывая сочувствие и сострадание, особенно в финальной сцене, то, к примеру, буффонная мимика Скорикова сыграла с ним на крупном плане предательскую шутку, превратив его чуть ли не в комического персонажа. А поскольку публика в зале — киношная, для которой (по крайней мере для какой-то ее части) сюжет «Травиаты» оказался абсолютно неизведанным и «свежим», то и реагировала она соответственно, хихикая и недоумевая: «Чего это доктор от нее нос воротит?» А вот фиксация камеры на образе Аннины — это интереснейшее приобретение. Екатерина Облезова в этой маленькой роли создает потрясающий смысловой объем. Осуждение грешницы? Жестокость? Или это сама судьба в ее образе не дает Виолетте обрести счастье взаимной любви, обрекая юную грешницу на мучение и смерть?

Игорь Морозов в роли Альфреда очень хорош. Бертман в своей постановке усилил «антигероичность» этого образа, подчеркнув его эгоизм, легкомыслие, безответственность. Но не все так линейно — Альфред в исполнении Морозова по-настоящему страстно влюблен. И те ракурсы, в которых персонаж появляется на экране, подчеркивают сочетание в нем хорошего и плохого, доброго и жестокого, но всегда искреннего — без малейшей фальши или наигранности.  

Некоторые детали, которые в спектакле воспринимались как постановочная бомба, на экране потерялись. Например, первая сцена. Звучит дивная музыка Верди, в которой с первых тактов предвосхищается трагический финал, а на сцене — непарадный, зловещий Париж, заполненный нищими. И мохнатая живая собака, преданно охраняющая свою хозяйку-клошарку, спящую на картонной коробке. Это до слез. В кино живой собакой не удивишь. Тем более что поверх изображения бегут титры. А что такое титры в кино — это всем известно, на это можно не смотреть. На финальных титрах вообще можно встать и уйти, даже если их сопровождает гениальный саундтрек. 

Но есть и обратный эффект. Так, убогая комнатка Виолетты — с выцветшими обоями и протекшим потолком, которая в сценическом варианте кажется чем-то странным (все-таки Виолетта — не уличная проститутка, а известная куртизанка, живущая далеко не в нищете), на киноэкране приобретает метафорический смысл. Сама Виолетта ощущает себя «падшей», а потому, как бы «красиво» она ни жила, как бы ни предавалась наслаждениям, пространство нищеты и убожества преследует ее до самой смерти.

Важнейший элемент кинематографической версии — высокое качество звука. В музыкальную ткань изящно вплетаются шумы — дождь, звон бокалов. Привлекателен для широкой публики и баланс вокальной и оркестровой партий. В театре он гораздо более гибкий. Здесь — все выверено и доведено до идеала. И если такой проект откроет для широкого круга зрителей путь к оперным шедеврам, то оно того стоит. Тем более что вариантов того, как «поженить» театр и кино, множество.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Сюжет очень простой: Жиль (Андрей Барило) после травмы головы потерял память, а его супруга Лиза (Светлана Малюкова) пытается помочь ему вернуться к прежней жизни. По возвращении мужа из больницы она
подробнее...