Срочные новости раздела
Уральский эпос пересказали в Театре Терезы Дуровой

Уральский эпос пересказали в Театре Терезы Дуровой

Создание уральского эпоса – настоящий культурный подвиг русского журналиста и писателя Павла Петровича Бажова. Не зря его работа по сбору фольклорных сюжетов, обработка, пересказ, оформление в стройную последовательную систему был так высоко оценен государством. За сборник «Малахитовая шкатулка» Бажов получил в 1943 году Сталинскую премию второй степени – престижнейшую в СССР награду.

Сюжеты уральских сказов постоянно становятся основой всевозможных интерпретаций в разных жанрах – от живописных полотен до мультфильмов. Ими вдохновлялись академические композиторы Сергей Прокофьев и Кирилл Молчанов. Первый написал знаменитый балет, другой - известную оперу. Казалось бы – можно ли найти новые средства, чтобы передать многогранную, сверкающую всеми оттенками самоцветов, палитру красок «Малахитовой шкатулки»? Спектакль Терезы Дуровой дает ответ «да». Причем, как это типично для Дуровой и ее театра, весьма парадоксально и необычно.

На сцене – мрачноватый суровый рабочий поселок. Здесь живут горняки – рабочие, которые ежедневно трудятся в шахтах, рискуя оказаться под завалами. Серые деревянные фасады, тяжелые ворота, ведущие в шахту… Художник Мария Рыбасова перевела объемы в плоскую проекцию, поэтому маленькие окошки на стенах расположены так, как на детских рисунках. И это окажется контрастом к объемным подвижным сверкающим горным породам, в которых властвует Хозяйка горы и ее помощники - ящерицы. Но это – впереди. А пока мы видим жителей горного прииска, единственный удел которых – добыча малахита. И вот здесь – сюрприз. Все костюмы решены в столь же суровой серо-коричневой гамме. Они, конечно, очень красивы – иначе и не бывает у художника Виктории Севрюковой. Но где краски? Где разнообразие цвета? Авторы визуального решения не идут по протоптанному пути создания аляповатых псевдофольклорных костюмов в стиле ансамблей народного танца. Они заставляют зрителей восхищаться текстурой тяжелых тканей, формой разнообразных кик – русских головных уборов, элегантностью женских косух (лично я с удовольствием бы в такую нарядилась) и черно-белого принта платья Аннушки (Любовь Никулица). В финале и главный герой Данила (Владимлав Сачук) нарядится в такую же стильную рубаху, которая имеет право на место в гардеробе сегодняшнего модника.

Впрочем, драматургия требует нарушения черно-белой гаммы – и оно случается. Ярко-красный цвет выстреливает огненным залпом при появлении отрицательных героев – жестокого хозяина прииска с великолепным именем Мормагон (Сергей Батов) и его противной жены Ядвиги (Юлия Юнушева). Имена персонажей не случайны. Мормагон означает «играющий со смертью». Ну а Ядвига – имя польское. Если учесть, что у капризной жеманной Ядвиги есть еще две приживалки – немка и француженка (Маргарита Белкина и Татьяна Калакина) – то злободневный антизападный жест автора пьесы Артема Абрамова читается внятно. 

Центральный образ спектакля и единственный поющий персонаж – Хозяйка Медной горы в исполнении Анастасии Тюковой. Ее мелодичные арии – лирические остановки, в которых не столько развивается сюжет, сколько передается смысл бажовских сказов: восхищение красотой Уральских гор, уважение к народной традиции, пантеистическое одушевление природы. У Хозяйки роскошный костюм, впрочем, тоже решенный в довольно темной цветовой гамме. И это понятно: в своей пещере она света не видит, не знает и не жаждет. Согласно сюжету, она пытается соблазнить своими тайнами Данилу, но – опять-таки в строгом соответствии с фольклорной традицией, Данила не желает отказываться от своего человеческого предназначения даже за обещанное бессмертие и дар резчика по камню.

Сочетание традиционного фольклора и современных решений – это изюминка спектакля. И прежде всего она проявляется в музыке, о которой хочется сказать немало добрых слов. Ее автор – Сергей Кондратьев. Он же аранжировщик, дирижер, исполнитель на бас-гитаре. Спектакль идет в сопровождении живого ансамбля, в котором играют музыканты-мультиинструменталисты. Особенно хочется отметить Юрия Чевина, который с равным успехом играет на гобое, флейте и на … домре. Поначалу кажется, что музыкальное решение спектакля основано на стилизации неких русских оперных сказочных традиций – типа Лядова или Римского-Корсакова. Но такое заблуждение длится лишь краткое мгновение. Музыка лихо переходит в стихию арт-рока и симфо-рока. А фольклорные внедрения скорее ближе к Стравинскому, чем к Римскому-Корсакову. Сложные ритмы, переменные метры, синкопы – всем этим насыщена музыкальная ткань. Да и гармонии отнюдь не просты. «Малахитовую шкатулку» вряд ли можно отнести к жанру мюзикла – никто из героев, кроме Хозяйки горы, не наделен ариями, нет и ансамблей. Но зато есть в большом количестве хоровые и танцевальные сцены (хореограф Артур Ощепков), которые задают характерный саунд спектакля: здесь бас-гитара и перкуссия органично соединяются с домрой, а красивейшее многоголосие заставляет зрителей старшего поколения ностальгически вспоминать времена, когда на эстраде были не примитивные попсовики, а «Песняры» и «Цветы».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

«Появилась на официальном сайте Союза писателей России странная информация, в которой сообщалось, что «старая команда ЦДЛ ушла», а вот новая уже с полной отдачей работает, готовя плодотворный сезон, в
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

В Музее-заповеднике «Коломенское» предлагают посмотреть на время с самых разных сторон. Для этого в залах Дворца царя Алексея Михайловича подобрали более 800 интереснейших предметов, связанных со
подробнее...

Закрытие смотра студенческих спектаклей было столь же оригинальным, как и его открытие. Вишенка на торте — робот Гарик, покоривший всех своей непосредственностью и эрудицией в день открытия фестиваля.
подробнее...

Времена, когда в 1990-х канал, выросший в целую международную корпорацию, доминировал в общем телевизионном бизнесе, тоже давно в прошлом. После более чем сорока лет на телеэкранах во многих странах
подробнее...

Не думали так и после первой игровой кинороли Гаги в фильме «Мачете убивает (Третье обличие Хамелеона)» в 2013 году, иронизируя в основном по поводу «копирования капризов Мадонны или Дженнифер Лопез»,
подробнее...