Срочные новости раздела
В «Геликоне» случилось двойное убийство

В «Геликоне» случилось двойное убийство

Перед началом спектакля ни о чем не подозревающие зрители привычно перемещаются по фойе в ожидании, когда же откроются двери Колонного зала Шаховской. Двери на самом деле приоткрываются, однако никого в зал не приглашают. Зато фойе начинает заполняться удивительными фигурами: прекрасные дамы и кавалеры в черных нарядах, причудливых головных уборах и венецианских масках пускаются в изысканный танец. Фойе волшебным образом превращается в карнавальное пространство, в котором всем заправляет баронесса Франческа (Ксения Лисянская). Она рассказывает одну из венецианских легенд – о прекрасной девушке Паоле, которая видела свое отражение лишь в кривых зеркалах и поверила в свое уродство. Артисты – Вагиф Турабов, Кристина Мунтяну и Николай Пацюк – разыгрывают эту интермедию в духе комедии дель арте. Звучит музыка Респиги, Джезуальдо, Генделя, которая погружает зрителей в эпоху барокко, а контртенор Вагифа Турабова заставляет вспомнить о традициях кастратного пения. Эффект погружения настолько силен, что, переместившись в зал Шаховской, публике несложно воспринимать модернистскую партитуру ХХ века в русле барочной стилистики. 

Кажется, что сегодня вряд ли возможны открытия каких-то ранее не известных страниц музыкальной культуры. Тем более когда речь идет о выдающемся классике ХХ века Сергее Прокофьеве. Однако в данном случае история «Маддалены» - настоящий музыкально-исторический детектив. Написанная Прокофьевым в 1913 году (выпускнику Петербургской консерватории четь больше 20 лет), «Маддалена» уже представляет собой ярчайший образец почерка Прокофьева. А точнее – вектор его поиска. Ученик Римского-Корсакова и Лядова слишком далеко шагнул от эстетики своих учителей. Очень интересно сегодня сквозь экспрессионистические всплески в духе Рихарда Штрауса, импрессионистские красоты в манере Дебюсси и вокальную линию, ориентированную на находки Мусоргского, выуживать чисто прокофьевские обороты. Поставить оперу в тот момент не удалось. Причина – непривычная для того времени сложность музыкального языка, которая певцам, тем более молодым (по примеру Чайковского Прокофьев планировал постановку в оперной студии консерватории), была совершенно не под силу – уж точно не «Евгений Онегин». Нотный материал так и остался в варианте клавира, не был оркестрован, а затем и вовсе куда-то задевался. А тут уже - бурная жизнь самого композитора: отъезд за границу, конкуренция со Стравинским, камбэк в СССР, интеграция в советскую официальную культуры, новые масштабные оперные, балетные и симфонические полотна… Возможно, Прокофьев и сам забыл о том, что была у него такая опера, длящаяся всего 45 минут.

Но, как известно, рукописи не горят. Английский композитор Эдвард Даунс оркестровал клавир в стилистике позднего Прокофьева. Мировая премьера состоялась в 1981 году. И с этого момента оперу… кто-то подумал – стали исполнять? Вот и нет. До сих пор она не частый гость на сцене русского театра. А потому появление ее в репертуаре «Геликона» - настоящий подарок ценителям гения Прокофьева.

В постановках, которые играют в зале Шаховской, уже сложились определенные каноны сценических решений, продиктованные пространством. Оркестр, отделенный от сцены слегка просвечивающим занавесом, находится в глубине. Сценический подиум – небольшой квадрат посредине зала. Зрительские места образуют каре вокруг подиума. Артисты практически не дистанцированы от зрителей. Публика чувствует их дыхание, видит каждую черточку лица, все нюансы грима, детали костюма. Это совершенно особенный тип театра, довольно избитый в драме, но совершенно эксклюзивный в опере.

Маддалена в исполнении Ольги Толкмит – красивая, рыжеволосая, страстная и очень эротичная. Эротика - ключевое слово для понимания градуса и напряженности действия оперы. Сцена Маддалены и ее мужа Дженаро (Давид Посулихин) – образцово-показательный пример высокохудожественных предварительных ласк. Любящие супруги доводят себя до высшей точки эротического накала, причем делают это исключительно музыкальными средствами, не нарушая границ хорошего вкуса и даже рамок целомудрия. 

Впрочем, с самого начала ясно, что с Маддаленой что-то не так. И когда появляется друг Дженаро Стеньо (Дмитрий Янковский), состояние которого вполне можно квалифицировать как «маниакальный психоз», все разъясняется. Маддалена ведет двойную жизнь – любящей жены Дженаро и анонимной любовницы Стеньо. А возможно и не только его. Так ХХ век предлагает свой вариант любовного треугольника, в котором женщина не только может любить кого захочет (так уже делала Кармен), но и свободно предаваться наслаждениям без каких-либо моральных ограничений. Ведь не зря либретто оперы сочинила некая светская дамочка Магда Орлова – пусть с литературной точки зрения не шедевр, но зато – какой привет из русского Серебряного века Ларсу фон Триеру с его «Нимфоманкой».

Работа артистов филигранна. Им прекрасно удается сочетать экспрессионистические преувеличения, заложенные в музыкальном материале, с достоверностью и психологической точностью. Не бытовой, конечно, а сугубо оперной, которой органически присущи пафос и пассионарность.

Оркестр под управлением маэстро Кирьянова с мастерски сыгранными соло и сочными тутти исполняет непрерывный каскад контрастных по эмоциональному содержанию и по фактуре эпизодов. В кино с подачи Эйзенштейна это называется «монтаж аттракционов». Оркестровка Даунса выполнена в русле характерной для ХХ века музыкальной драматургии, предполагающей бешеный ритм смены событий. Валерий Кирьянов этот ритм чувствует, управляет им и ведет за собой всех – музыкантов оркестра, солистов и публику.

В финале оперы одержимые ревностью мужчины убивают друг друга. Маддалена отнюдь не расстроена. Напротив – довольна. Ведь она займет свое место в галерее безнравственных женских образов оперной музыки жестокого ХХ века. Включая Саломею и Катерину Измайлову.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

«Появилась на официальном сайте Союза писателей России странная информация, в которой сообщалось, что «старая команда ЦДЛ ушла», а вот новая уже с полной отдачей работает, готовя плодотворный сезон, в
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

В Музее-заповеднике «Коломенское» предлагают посмотреть на время с самых разных сторон. Для этого в залах Дворца царя Алексея Михайловича подобрали более 800 интереснейших предметов, связанных со
подробнее...

Закрытие смотра студенческих спектаклей было столь же оригинальным, как и его открытие. Вишенка на торте — робот Гарик, покоривший всех своей непосредственностью и эрудицией в день открытия фестиваля.
подробнее...

Времена, когда в 1990-х канал, выросший в целую международную корпорацию, доминировал в общем телевизионном бизнесе, тоже давно в прошлом. После более чем сорока лет на телеэкранах во многих странах
подробнее...

Не думали так и после первой игровой кинороли Гаги в фильме «Мачете убивает (Третье обличие Хамелеона)» в 2013 году, иронизируя в основном по поводу «копирования капризов Мадонны или Дженнифер Лопез»,
подробнее...