Срочные новости раздела
Найденное искусство: как ИИ меняет изучение культурного наследия

Найденное искусство: как ИИ меняет изучение культурного наследия

Неудивительно, что музеи активно используют в своей работе инновационные решения. Причем речь идет не только об оцифровке коллекций и виртуальных экскурсиях: следующий шаг – использование искусственного интеллекта для изучения и атрибутирования культурных ценностей.

В России нейросетевые инструменты для музейных исследований разрабатывают в лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета (ЕУ) Санкт-Петербурга. Исследовательские инициативы вуза повышают инновационный потенциал России, укрепляют позиции страны в международном научном сообществе и поддерживают стратегические национальные интересы.

Искусственный интеллект в университете используют для решения сложных научных задач, реализуя проекты на стыке разных дисциплин: истории, антропологии, искусствоведения, экономики и социологии. В частности, в лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» создали умный сервис для искусствоведов, который уже опробовали в деле. Подробности в нашем материале.

Нечеловеческая скорость

В мире есть две крупнейшие коллекции английских сатирических гравюр XVIII–XIX веков. Самая полная и тщательно атрибутированная находится в Британском музее: это около 26 тыс. изображений с подробными описаниями и перекрестными ссылками.

Вторая по величине коллекция хранится в Эрмитаже, она насчитывает примерно 8000 гравюр. Сотрудники лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» доказали, что около 100 из них не имеют аналогов в Британии. Найти уникальные изображения нашим соотечественникам помогла их собственная разработка – сервис, в основе которого лежат алгоритмы с применением как традиционных методов визуального анализа, так и нейросетевых подходов.

Чтобы сравнить две обширные коллекции, нужно было проанализировать 208 млн пар изображений. Если проверять их вручную, затрачивая на каждую пару по 5 секунд, на это ушло бы более 30 лет. ИИ ускорил этот процесс в сотни тысяч раз.

При этом создателям сервиса удалось справиться с дефицитом данных. Столкнувшись с отсутствием готового датасета, команда создала синтетические наборы изображений с помощью генеративных моделей, что позволило обучить алгоритмы без ручной разметки. Эту методику можно применять для работы с другими музейными коллекциями печатных изображений.

Исполнительный директор лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Анастасия Старобыховская рассказала, что команда не остановилась на достигнутом и продолжает работать над развитием сервиса: «Проект, действительно, состоит из нескольких этапов. В первую очередь, перед нами стояла задача проверить, есть ли уникальные гравюры в коллекции Эрмитажа и определить их. Далее идея переродилась в то, что на самом деле это лишь одна из задач, которые хотелось бы решать, но еще хочется делать поиск работ по разным признакам, сравнивать работы (схожие гравюры, например), которые хранятся в разных коллекциях и музеях, искать возможные взаимосвязи между теми или иными гравюрами, а также, конечно, дополнять описание при необходимости. Отсюда и пошло начало создания именно сервиса, который должен помогать изучать и исследовать гравюры».

Культурный код

В сервисе объединили нейросети с классическими алгоритмами компьютерного зрения. Благодаря этому подходу ИИ-ассистент скоро сможет отбирать изображения по определенным признакам, сравнивать экспонаты из разных коллекций и музеев, выявлять возможные взаимосвязи и при необходимости дополнять описательные данные.

Специалисты проекта также разрабатывают инструментарий для более детального анализа гравюр: нейросети сегментируют персонажей, чтобы сопоставлять их на разных изображениях. Когда ИИ достигнет в этом деле совершенства, исследователям будет намного проще определять автора работы, ее сюжет и то, как отдельные произведения связаны друг с другом на смысловом уровне.

«Особенность сервиса — не просто оцифрованный каталог, но и инструменты на базе алгоритмов компьютерного зрения и машинного обучения, которые будут помогать в исследовании, выдвигать гипотезы, например, что за персонаж тут изображен или чьего авторства может быть данная работа, если этой информации нет. Но это больше про будущее, сейчас мы только в начале пути», – говорит Анастасия Старобыховская.

Проект лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета наглядно демонстрирует, что искусственный интеллект — это мощный инструмент для гуманитарных исследований. ИИ берет на себя рутину, оставляя за экспертами творческую составляющую научного поиска – интерпретацию результатов и выстраивание теорий. Что, в конечном итоге, способствует не только развитию новых методов изучения искусства, но и сохранению национальных культурных ценностей – важнейшего фундамента исторической преемственности и самобытности России.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

«Появилась на официальном сайте Союза писателей России странная информация, в которой сообщалось, что «старая команда ЦДЛ ушла», а вот новая уже с полной отдачей работает, готовя плодотворный сезон, в
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

В Музее-заповеднике «Коломенское» предлагают посмотреть на время с самых разных сторон. Для этого в залах Дворца царя Алексея Михайловича подобрали более 800 интереснейших предметов, связанных со
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

Закрытие смотра студенческих спектаклей было столь же оригинальным, как и его открытие. Вишенка на торте — робот Гарик, покоривший всех своей непосредственностью и эрудицией в день открытия фестиваля.
подробнее...

Времена, когда в 1990-х канал, выросший в целую международную корпорацию, доминировал в общем телевизионном бизнесе, тоже давно в прошлом. После более чем сорока лет на телеэкранах во многих странах
подробнее...

Дуэт решил выпустить впервые на виниле редчайшее издание – альбом ремиксов Human After All Remixes, вышедший исключительно на CD вскоре после «материнского» издания и только на японский рынок. Узнав о
подробнее...