Срочные новости раздела
Оператор Юрий Клименко рассказал о мечте Параджанова снять короткометражку про скифскую пектораль

Оператор Юрий Клименко рассказал о мечте Параджанова снять короткометражку про скифскую пектораль

Юрий Клименко работал не только с Сергеем Параджановым и Али Хамраевым, с которым сделал «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Телохранитель», «Я тебя не забыл» и «Сиреневый ветер Параджанова». В его фильмографии - «Познавая белый свет» Киры Муратовой, «Слезы капали» Георгия Данелии, «Чужая Белая и Рябой», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Анна Каренина» Сергея Соловьева, «Трудно быть богом» Алексея Германа, «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова, «Не хлебом единым» Станислава Говорухина, «Дневник его жены», «Прогулка», «Матильда» Алексея Учителя. Он - шестикратный лауреат «Ники» и многих других премий.  

Сейчас вместе с Алексеем Учителем Юрий Клименко снимает «Шум времени» о Дмитрии Шостаковиче. Ради съемки парада физкультурников 1930-х недавно перекрывали на сутки движение на Миллионной улице в центре Санкт-Петербурга, и только массовка насчитывала почти 300 человек.

«Сиреневый ветер Параджанова» Хамраев и Клименко сделали к 100-летию со дня рождения друга и рассказали то, что знают только они. Денег на картину не было, но Али Хамраев уверенно сказал: «Есть ты, Юра, есть я, есть наши друзья». С этим они и приступили к работе, отправились в Ереван и Тбилиси, жили у друзей, передвигались на стареньких автобусах, словно студенты. 18 месяцев работали над картиной. «Параджанов - человек-вулкан из Средневековья или эпохи Ренессанса, а может из тех веков, которые только наступят. Поражаюсь его космической величине. Ругаю себя за то, что не ходил за ним со шпионским магнитофоном, не записывал фразы. Все, что я помнил, все что Юра помнил, наше отношение к этому великому человеку, мы вложили в этот фильм. Таких, как Параджанов, называют гениями. А тут это мелкое слово. Клянусь! Он над нами до сих пор!»

Любопытно, что фильм «Сиреневый ветер Параджанова» до сих пор меняется и уже не тот, каким был на Роттердамском кинофестивале, где прошла его мировая премьера. Всего за неделю до питерского показа появился в нем новый эпизод с участием кинорежиссера Михаила Богина, кадры, связанные с оператором Александром Антипенко, работавшим с Параджановым на «Киевских фресках». «Я недавно узнал, что Саша Сокуров до сих пор совершенствует свои фильмы», - сказал Али Хамраев.

У него есть заветная папка для сокровищ. «Я сохраняю в ней кое-какой реквизит на память, - рассказал Али Хамраев. -  В папке есть листок, на котором Андрей Тарковский нарисовал чей-то профиль, когда мы были в Восточном Берлине. Я его забрал и сохранил. Есть у меня дружеские шаржи Гии Данелии на Сергея Герасимова, Глеба Панфилова, сделанные во время нашей командировки в Токио. Сохраню в папке билет на этот сеанс. Он будет лежать рядом с авиабилетом по маршруту «Ташкент-Ургенч-Ташкент» за 46 рублей и сколько-то копеек. Пассажир - Сергей Параджанов. Он сказал, что помешан на старине и мечтал побывать в Хиве, и ему организовали поездку на один день».  

О лауреате «Послания к человеку» Али Хамраев сказал прекрасные слова: «Мы с Алексеем Учителем по несколько фильмов сняли с Юрой Клименко и счастливы, что судьба нам подарила такого режиссерского оператора. Он угадывает твои мысли. У него колоссальная интуиция, знания и чувство меры потрясающие».  

Юрий Клименко, а он великолепный рассказчик и кладезь невероятных историй, тоже вспомнил о друге: «Мне так повезло в жизни! Я познакомился с Параджановым, много лет с ним дружил, снял с ним одну картину. Познакомились мы в Киеве, когда я еще был студентом ВГИКа. Кто-то меня к нему привел. Сергей тут же сказал: «Так ты во ВГИКе учишься? Завтра будешь смотреть мой фильм «Саят-Нова». Его не разрешают показывать, требуют вырезать некоторые кадры». 

На следующий день он повел меня на студию Довженко и показал картину. Это было нечто прекрасное. Я не думал, что таким необыкновенным образом можно снять и выразить красоту этого мира. С тех пор, бывая в Киеве, я заходил к нему в гости. Сережа всегда устраивал перформанс, разыгрывал в мою честь спектакль.  

Я жил в общежитии ВГИКа. Однажды мне пришла телеграмма: «Завтра приезжай. Параджанов». Конечно, я побежал на вокзал, купил билет и утром был в Киеве. «На. Читай сценарий», - сказал Сергей. Он был на страничку. Я прочел, ничего не понял. Сережа начал рассказывать о том, как один известный поэт побывал на скифских курганах: «После экскурсии он зашел в боковую галерею, и что-то под ногой звякнуло. Оказалось, пектораль, нагрудное женское украшение. У ученых был шок, поскольку курганы разграблены столетия назад и никто  там ничего не находил». 

Параджанов был так потрясен, что решил снять об этом короткометражку. Когда он мне все это рассказал, я, вернувшись в общежитие, стал безумно фантазировать. Потом Сергей прислал мне с кем-то деньги, чтобы я купил пленку и с ней к нему приехал. Я купил две коробки «Кодака», привез, а он сказал: «Юра, пектораль накрылась».  «Что же мне с пленкой делать?» - «Не знаю.  Продай». Я продал, вернул деньги. Кино не состоялось.  Чиновники решили, что не надо Параджанову снимать этот фильм.   

Прошло много лет. Параджанов отсидел срок в тюрьме. Когда он вышел, на «Грузия-фильме» стали думать, как ему получить работу. Народный артист Грузии Додо Абашидзе предложил: «Давай я буду режиссером. Мне дадут снимать. И ты тоже будешь». Таким образом «Легенда о Сурамской крепости» была снята двумя режиссерами, но Додо на режиссуру не претендовал. Он сыграл в этой картине роль и прикрыл амбразуру, из которой к Сергею прилетали выстрелы. И ни один в Параджанова не попал.  

Я оператор и должен гордиться, что в этой картине как-то участвовал. Хотя никак не участвовал, кроме технологического обеспечения. Конечно, это фильм Сережи. Все сделал он.  

В жизни Параджанов все время был художником, каждый час. Расскажу еще одну историю. Привезли в Киев американский балет. Где-то в начале 1970-х. Тогда это было очень модно. Сергей спросил: «Хочешь на американский балет пойти? Я тебе дам билеты». Прихожу я во Дворец спорта, где все это происходило, со знакомой девушкой. Она была в зеленом платье с вишнями. Увидев ее, Параджанов сказал: «О! Боттичелли». Почему Боттичелли? Мы стояли на лестнице рядом с пальмами. Цветы такие есть – пальмы.  Он ее поставил между ними, наклонился, дернул пальму за один лист, потом за другой. Она пришла в движение, и действительно, это был Боттичелли. Везде он видел красоту, ветер.  Название картины Али Хамраева тоже такое – «Сиреневый ветер Параджанова». 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

Закрытие смотра студенческих спектаклей было столь же оригинальным, как и его открытие. Вишенка на торте — робот Гарик, покоривший всех своей непосредственностью и эрудицией в день открытия фестиваля.
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

Времена, когда в 1990-х канал, выросший в целую международную корпорацию, доминировал в общем телевизионном бизнесе, тоже давно в прошлом. После более чем сорока лет на телеэкранах во многих странах
подробнее...

Вечером 15 октября в Москве объявили лауреатов 23-го сезона "Ясной Поляны". Главные ожидания были связаны, конечно же, со "взрослой" номинацией "Современная русская проза", а не, скажем, "Молодость",
подробнее...

Дуэт решил выпустить впервые на виниле редчайшее издание – альбом ремиксов Human After All Remixes, вышедший исключительно на CD вскоре после «материнского» издания и только на японский рынок. Узнав о
подробнее...

Не думали так и после первой игровой кинороли Гаги в фильме «Мачете убивает (Третье обличие Хамелеона)» в 2013 году, иронизируя в основном по поводу «копирования капризов Мадонны или Дженнифер Лопез»,
подробнее...