Срочные новости раздела
Ценовые войны

Ценовые войны

Депутаты предложили предоставить регионам полномочия на регулирование тарифов в такси. Новое положение включено в версию законопроекта о такси, подготовленную ко второму чтению в Государственной Думе. Участники рынка, эксперты и представители исполнительных органов власти возражают. По их мнению, идея установления тарифов приведет к росту цен и снижению качества, так как принципы свободной конкуренции на рынке будут нарушены. «Лента.ру» выяснила, имеются ли основания для тарифного регулирования автомобилей с шашечками.

Комитет Госдумы по транспорту и строительству завершает работу над законопроектом о регулировании такси. Документ прошел в Госдуме первое чтение еще в конце 2018 года, но к нему поступило около 200 поправок. Депутаты, в частности, предлагают допустить к работе в такси самозанятых водителей, ввести ответственность агрегаторов за работу с водителями-нелегалами, обязать службы заказа выплачивать компенсацию пострадавшим в авариях, а властям регионов дать право вводить квоты на число разрешений и регулировать тарифы на таксомоторные перевозки.

Центр стратегических разработок (ЦСР) и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗИСП) проанализировали правомерность введения тарифного регулирования на рынке такси. Эксперты выражают сомнения в том, что у законодателей достаточно правовых оснований для государственного регулирования цен и что данная мера будет эффективно работать в случае с высококонкурентным рынком таксомоторных услуг в России.

Регулирование тарифов — не новая мера в арсенале законодателей. Например, сейчас государство и местные власти определяют цены для населения на газ, электричество, некоторые услуги ЖКХ. Но в данном случае речь идет о крупнейших государственных компаниях, фактических монополиях. И если бы не было госрегулирования, потребитель платил бы за свет и тепло при отсутствии альтернативного поставщика в разы больше — столько, сколько установил бы «Газпром» или «Россети». Здесь к месту вспомнить реформу РАО ЕЭС, главного когда-то монополиста в российской электроэнергетике. Его реформу и затеяли ради здоровой конкуренции, либерализации рынка и рыночных цен. По каким же принципам определяются пределы свободного ценообразования?

К сожалению, действующее российское законодательство не предусматривает специального перечня принципов, посвященных государственному регулированию цен, которые могли бы дать четкий ответ на вопрос о том, в каких случаях государство может вводить обязательные тарифы, а в каких — нет. Но основополагающим является принцип поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, предусмотренный частью 1 статьи 8 Конституции. И эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) делают вывод, что «госрегулирование цен, как ограничение свободы предпринимательской деятельности, должно осуществляться только в отношении товаров и услуг субъектов естественных монополий, а в качестве исключения возможно его применение для защиты других значимых интересов». Проще говоря, цены на газ и свет требуют вмешательства государства, в остальных случаях подобное вмешательство требуется только в самых крайних мерах, полагают эксперты ЦСР.

Адекватность госрегулирования в нетипичной для него сфере требуется аргументировано обосновать. Например, защитой прав потребителей в целях обеспечения доступности жизненно важных товаров или услуг, созданием условий для развития конкуренции, предотвращением неблагоприятных последствий недобросовестных действий естественных монополий или недопущением роста цен в результате возникновения дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей. Кроме того, есть регулирование минимальных розничных цен (МРЦ) для таких групп товаров, спрос на которые необходимо ограничивать, — речь идет о табачных изделиях и алкогольной продукции.

Госрегулирование цен введено в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении, газоснабжении, железнодорожных перевозках и так далее. Именно в данных областях есть явная социальная потребность — спрос, который объективен и сохраняется даже при необоснованном повышении цен либо снижении качества, — это и обуславливает вмешательство государственных структур, — объясняют эксперты ИЗИСП. «В условиях отсутствия конкуренции и незаменяемости производимых товаров или услуг защита прав потребителей осуществляется посредством тарифного регулирования».

Госрегулирование требует увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий, регуляторной нагрузки на бизнес и, как следствие, оно способно снизить инвестиционную привлекательность регулируемых сфер. Эксперты делают вывод, что установление тарифов государственными органами или органами местного самоуправления допускается только в исключительных случаях, если эти товары производятся «в отсутствие конкурентной среды» или «являются жизненно важными, социально или стратегически значимыми».

Например, государственное и муниципальное регулирование тарифов допустимо в отношении маршрутного общественного транспорта. Сюда же ложится и история с ценами на лекарства, «что связано с необходимостью обеспечения доступа населения к лекарственным средствам, входящим в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», — отмечают в ИЗИСП.

В остальных случаях указом президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлено «признать необходимой дальнейшую либерализацию цен (тарифов). Осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий».

# За конкуренцию

ФАС России системно выступает против государственного регулирования тарифов такси еще с 2016 года и призывает «максимально учитывать сложившиеся на рынке отношения сторон». «Да, рынок такси функционирует с огрехами, нужно работать над безопасностью, условиями взаимодействия участников рынка и так далее. Но рынок сложился и, судя по его росту, он сложился хорошо и развивается хорошо. Поэтому при введении регулирования, которое, безусловно, должно быть, нужно учитывать те технологии и те способы, которыми этот рынок живет. Корежить их под удобство надзора, нам кажется, нельзя», — комментировала в сентябре 2020 года Елена Заева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России.

В сфере такси, по оценкам экспертов, занято около двух миллионов водителей, периодически используют этот вид транспорта примерно 60 миллионов человек. Объем рынка только в Москве и Подмосковье составляет около 100 миллиардов рублей в год. Согласно Аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке услуг по оказанию информационного взаимодействия пассажиров и водителей такси, подготовленному ФАС России в 2019 году, помимо крупнейших игроков рынка («Яндекс Go», Uber, Gett, «Ситимобил»), а также некоторых не столь крупных организаций, в России работает большое количество агрегаторов такси, действующих в пределах небольших населенных пунктов. Имеются ли в этом случае правовые основания для тарифного госрегулирования услуг такси?

«Хотя формально юридически законодатель может установить обязательные тарифы на перевозку легковым такси, он должен обозначить цель такого регулирования в виде защищаемого в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ интереса и политико-правовых факторов, обосновывающих ограничение свободы договора в этой части», — говорят эксперты ЦСР. Иными словами, законодатель может ввести госрегулирование цен за перевозку такси, если он будет убежден в наличии провала рынка такси и если не найдет более адекватный механизм регулирования. «Госрегулирование само по себе означает крайне высокую степень ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора, а потому такое регулирование должно выступать последним средством, когда другие подходы не работают», — подчеркивают в ЦСР.

Во-первых, эксперты ЦСР отмечают, что на рынке такси отсутствуют естественные монополии, и рынок такси является конкурентным, в том числе с учетом агрегаторов такси. Это означает, что наиболее типичное обоснование госрегулирования цен — обеспечение баланса интересов сторон в условиях естественной монополии — здесь не применимо. Во-вторых, тарифное регулирование не обеспечит защиту слабой стороны (пассажира), а напротив, может повлечь за собой ограничение конкуренции и рост потребительских цен.

Необходимость введения минимальных тарифов также представляется неочевидной, так как она как минимум не гарантирует повышение качества и безопасности перевозок. При этом для повышения качества и безопасности перевозок существуют альтернативные правовые механизмы, реализация которых должна обеспечиваться за счет государственного контроля и надзора. В-третьих, в пользу тарифного регулирования такси не говорит иностранный опыт. В большинстве стран установлен только максимальный тариф, необходимость которого из-за развития агрегаторов такси ставится под сомнение.

К аналогичному выводу пришли и в ИЗИСП. Во-первых, в институте считают, что рынок такси в РФ является высококонкурентным, что исключает возможность установления единого тарифа перевозок и тем самым ущемления интересов пользователей. Во-вторых, без свободной конкуренции рынок развиваться не может, а, следовательно, в его отсутствие будет падать качество перевозок. В-третьих, на рынке действует свобода ценообразования и открытой конкуренции его участников, что соответствует интересам потребителей, обеспечивая им свободу выбора. «Установление тарифного регулирования в отношении данных услуг не соответствует подходам, реализуемым в российском законодательстве, и будет являться необоснованным исключением из принципа свободного ценообразования, — подчеркивают авторы исследования. — Это негативно скажется как на состоянии конкуренции на рынке в целом, так и на правах законных интересов потребителей (…) Правовых оснований и потребностей для установления в Российской Федерации тарифного регулирования в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не усматривается».

Свои предложения к разработке законопроекта о такси направили в Госдуму и участники рынка. Но их проигнорировали. «При подготовке текста законопроекта ни одно из предложений рабочей группы не было учтено, при этом комментарии о причинах отклонения предложений также отсутствуют», — говорится в протоколе заседания рабочей группы, куда входят представители РСПП, «Деловой России», Gett, «Везет», «Максим», «Ситимобил» и «Яндекс.Такси».

По мнению участников рабочей группы, сохранение ряда положений законопроекта, которые имеют «однозначно ограничительный характер, не отвечают рыночным принципам экономики и не учитывают уровень цифровизации отрасли». В частности, речь идет о введении регулируемых тарифов на такси в регионах и ограничении числа выдаваемых разрешений на работу в такси по решению местных властей.

Источник: lenta.ru

Последние записи - Экономика

самые читаемые новости

#Экономика

Российское правительство готовит новую стратегию развития. Чиновники присматриваются к южнокорейскому варианту, основанному на чеболях — специфической форме мегакорпораций. Модель, где все предприятия
подробнее...

Центральные банки будут постепенно вводить цифровую валюту, а такие валюты, как биткоин, в перспективе обречены: ни одна государственная финансовая система не позволит им существовать, объяснил глава
подробнее...

Продажи легковых автомобилей в ЕС обрушились в феврале этого года на 19,3 процента в годовом выражении (до 771,5 тысячи машин), что стало рекордно низким показателем с 2013 года. Такие данные приводит
подробнее...

Управляющий инвестфондом Lansdowne Partners Пер Лекандер в интервью CNBC назвал акции производителя электромобилей Tesla «пузырем», который может «лопнуть» в любой момент.По словам Лекандера, его фонд
подробнее...

В срок до 1 апреля «Яндекс» должен привести в исполнение предупреждение Федеральной антимонопольной службы по так называемым «колдунщикам». Антимонопольный орган предписал «Яндексу» опубликовать
подробнее...

Тонкий лед

00:16 20.03

Климатический кризис в ближайшие годы станет одной из главных проблем человечества. С повышением температуры вырастет количество разрушительных стихийных бедствий, а тающие ледники грозят затопить
подробнее...

Портфельный управляющий инвестбанка Morgan Stanley Джим Кэрон, отвечающий за инструменты с фиксированной доходностью, в интервью CNBC призвал верить в экономику США.Кэрон прокомментировал рост
подробнее...

Одни из главных конкурентов «Яндекс.Такси» на российском рынке, сервисы Gett и «Ситимобил», собираются объединиться в рамках стратегического партнерства, говорится в релизе компаний (есть в
подробнее...

Цены на нефть резко рухнули примерно на восемь процентов. Об этом свидетельствуют данные лондонской биржи ICE.По состоянию на 22:30 по московскому времени, стоимость майского фьючерса на нефть марки
подробнее...

Российский Альфа-банк пообещал заплатить миллион рублей за информацию, которая поможет в поимке телефонных мошенников, говорится в релизе кредитной организации (есть в распоряжении «Ленты.ру»).На
подробнее...

Японская пивоваренная компания Asahi Breweries создала и запустила в продажу съедобные кружки Mog Cup, чтобы снизить количество пластиковых отходов, говорится на ее сайте.Они сделаны из запеченного
подробнее...

Американский почтовый сервис United Parcel Service (UPS) заказал 10 тысяч электрокаров у британской компании Arrival, которую основал бывший глава оператора Yota и бывший российский чиновник Денис
подробнее...

С 19 марта 2021 года экосистема недвижимости «Метр квадратный», входящая в группу ВТБ, начинает предлагать сервисы для продажи и покупки квартир физическим лицам, сообщает пресс-служба группы.В
подробнее...

Глава сети супермаркетов «Лента» Владимир Сорокин заявил об опасности, которой может обернуться для отечественных магазинов регулирование уровня цен со стороны государства. Его слова приводит
подробнее...

Суд в Киеве арестовал имущество и все 100 процентов акций предприятия «Мотор Сич», заявили в пресс-службе Службы безопасности Украины (СБУ). Об этом сообщает «Обозреватель».Акции и имущество передано
подробнее...

Мировая экономика демонстрирует более быстрое восстановление темпов роста, чем ожидалось ранее. Об этом заявил первый заместитель главы Международного валютного фонда (МВФ) Джеффри Окамото, передает
подробнее...

Почти четверти (23 процента) россиян при увольнении не хватит денег на неделю. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты исследования HeadHunter.Каждый пятый участник опроса (20 процентов)
подробнее...

В России засомневались в заявлении об «опасном периоде» для рубля. Об этом сообщает РБК со ссылкой на главного экономиста «Эксперт РА» Антона Табаха.«Есть периоды, которые способствуют укреплению
подробнее...