Российские физики научили двумерные материалы играть со светом

Ученые Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ с коллегами из Великобритании и Сингапура открыли топологические фазовые особенности двумерных материалов. Эффект может вывести оптическую инженерию на новый технологический уровень.

Использование открытия на примере биосенсоров сразу дало рекордную чувствительность, следует из научной статьи, опубликованной в Nature Communications.

Если ХХ век был веком полупроводников, то ХХI век — это век двумерных материалов. Одна из самых перспективных областей применения материалов толщиной в один атом — оптика. Если вы носите очки, то знаете, что ваши линзы имеют строго определенные диоптрии, а острота вашего зрения в течение дня меняется. С помощью двумерных материалов получится сделать линзы, свойства которых можно будет менять в зависимости от изменения особенностей вашего зрения.

Одна из ключевых проблем, которая отделяет нас от этого светлого будущего, — огромная разница (в 1000 раз) в размерах между длинной волны света и толщиной двумерных материалов. Именно поэтому на данный момент эффективность двумерных материалов в оптике очень низкая.

Основное внимание в исследованиях в оптике ученые уделяют фазе волны — тому, сколько волна идет внутри материала. Физики Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ изучают возможности «накопления фазы» в двумерном материале, то есть то, как заставить свет находиться внутри совершенно плоского материала достаточно долго для изменения работы системы. Им удалось найти нужную топологию в системе «двумерный материал — подложка».

У некоторых двумерных материалов большой оптический отклик. Например, ряд дихалькогенидов переходных металлов (это тончайшие, двумерные полупроводники, где один слой атомов металла располагается между двумя слоями атомов халькогена) имеют огромный показатель преломления — более 4. Для сравнения, у воды этот показатель — всего 1,3.

Двумерный материал находится на подложке, имеющей слоистую структуру. Чаще всего это кремниевая подложка с оксидом кремния. У этого материала совсем другой коэффициент преломления, сильно отличающийся от изучаемых материалов. В результате подложка обладает поверхностью нулевого отражения. За счет разницы между коэффициентами преломления двумерного материала и подложки образуется резкое изменение фазы световой волны.

Ученые рассмотрели разные двумерные пленки на разных подложках. Эффект оказался универсальным. В зависимости от материала длина волны, на которой происходил скачок фазы, была разной.

«Двумерные материалы могут обеспечивать лишь небольшую оптическую фазовую задержку из-за того, что их толщина очень мала. Чтобы решить эту проблему, мы комбинируем пленки двумерных полупроводников с подложкой SiO2/Si. В результате получаем быстрые фазовые изменения», — комментирует Алексей Арсенин, заместитель руководителя Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ.

Ученые применили найденный эффект для создания высокочувствительных биосенсоров, которые по словам Валентина Волкова, руководителя Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ, позволяют добиться рекордной чувствительности и могут найти применение в огромном количестве приложений.

Японская компания Tama-Kyu выпустила гаджет, который называет «умными» часами. Дизайн красивый, а вот с опциями тут проблема.Дело в том, что их нет. Совсем. Часы не умеют мерять пульс или считать

За счет какой схемы мошенники не смогут получить доступ к сообщениям.Ученые предложили новый способ защиты групповых чатов в мессенджерах — применение постквантовых алгоритмов для шифрования.

На главном технособытии года Samsung провела презентацию и привезла несколько необычных устройств. Собрали самое интересное.Самый странный аппарат — Flex Hybrid. Это гибкий смартфон в виде книжки,