Его обнаружил в далеком 2015 году ровер Curiosity, и с тех пор находка не давала покоя исследователям, так как они всегда считали, что этот минерал может встречаться только на Земле.
30 июля 2015 года один из марсоходов NASA заметил нечто странное в скале, которая находится в центре кратера Гейла. Curiosity просверлил небольшое отверстие и извлек образец серебристой пыли. Изучив ее с помощью инструментов на борту марсохода, ученые обнаружили тридимит — редкий тип кварца, полностью состоящий из диоксида кремния или кремнезема, который на Земле образуется в результате определенных типов вулканической активности.
«Открытие тридимита в кратере Гейла — одно из самых удивительных наблюдений, сделанных марсоходом Curiosity за 10 лет исследования Марса», — уточняет планетолог и специалист из команды NASA Кирстен Зибах.
Находка ошеломила исследователей по двум причинам: во-первых, вулканическая активность Марса ранее считалась непригодной для производства минералов, богатых кремнеземом. Во-вторых, кратер Гейла в древности был озером, а не вулканом. Тогда как же там мог образоваться тридимит?
Новое исследование позволило окончательно разгадать тайну найденного минерала. Оказалось, взрывное извержение неизвестного вулкана выбросило в марсианское небо пепел, богатый тридимитом, который затем осел сначала на поверхность, а позже на дно древнего озера, находившегося в кратере Гейла. Это произошло примерно 3-3,5 млрд лет назад, уточняет Live Science.
Во время полета и пребывания в воде пепел распадался на отдельные части в результате сочетания физических и химических процессов. Исследователи считают, что это сделало найденный Curiosity образец тридимита довольно чистым.
Подобный сценарий наблюдался на Земле только в одном месте — на озере Текокомулько в Мексике. Там тридимит обнаружили в вулканических породах, поднятых со дна.
Исследователи до сих пор не уверены, где на Красной планете находится вулкан, породивший образец тридимита. Отличить ударные кратеры Марса от вулканических кальдер, которые подвергались эрозии в течение миллиардов лет, не так уж и просто.