Угрозу быстрой смены магнитных полюсов Земли поставили под сомнение

Ученые из США и Японии усовершенствовали датировку того момента, когда полюсы магнитного поля Земли поменялись местами в последний раз. Ранее считалось, что это случившееся 770 тысяч лет назад событие произошло очень быстро, за несколько веков. Исследователи показали, что на самом деле на это ушло более двадцати тысяч лет.

© Fotolia / Petrovich12

Полюсы магнитного поля Земли спустя какое-то время меняются местами. Точную природу этого явления ученые до сих пор не выяснили. Во время такой инверсии мощность магнитного поля может в течение длительных периодов уменьшаться в несколько раз. С тех пор как ученые обнаружили, что в прошлом Земли такие события случались, они высказывали опасения, что если инверсия повторится в наши дни, то это приведет к серьезным проблемам.

Уменьшение магнитного поля в несколько раз означало бы, что на поверхности нашей планеты вырастет радиационный фон из-за того, что космические лучи чаще смогли бы ее достигать. Человек достаточно спокойно переносит возрастание естественного радиационного фона, но вот к современной электронике это не относится. Поэтому значительная часть незащищенной сложной техники в период смены магнитных полюсов либо будет работать со сбоями, либо просто перестанет включаться.

Это не очень страшно, если процесс смены полюсов происходит с умеренной скоростью. Дело в том, что ресурс техники ограничен, и при медленной смене полюсов новые ее поколения можно сделать более защищенными. До недавних пор скорость полной смены магнитных полюсов ученые оценивали в считанные сотни лет. Последняя инверсия магнитного поля 773 тысяч лет назад якобы произошла всего за сотни лет, а по отдельным оценкам, это заняло даже менее века.

Авторы свежей работы, опубликованной в Science Advances,  заново оценили длительность этого события с помощью аргон-аргонового датирования вулканической лавы. Когда она застывает, образуются кристаллы, ориентация которых зависит от ориентации магнитного поля планеты. В застывающую лаву практически не попадают газы из воздуха, поэтому, сравнив соотношение изотопов аргона-40 и аргона-39 в том или ином образце, можно установить, когда именно она отвердела. Ученые исследовали множество образцов древней лавы с Гавайев, Таити, островов Карибского моря и Канарских островов. Они установили, что на деле 773 тысячи лет назад произошли лишь финальные события полной инверсии магнитного поля Земли. В целом же процесс начался еще 795 тысяч лет назад и занял 22 тысячи лет.

При этом 795 тысяч лет назад сила магнитного поля планеты сначала резко уменьшилась, а потом снова возросла. По-настоящему длительное снижение силы магнитного поля случилось только 784 тысячи лет назад, то есть более чем через 10 тысяч лет после начала инверсии полюсов. Это достаточно серьезно противоречит более ранним утверждениям о том, что магнитное поле планеты может резко снизить свою силу всего лишь за десятки лет.

В то же время следует понимать, что в работе речь шла именно о стабильной смене ориентации магнитного поля Земли. Как показывают работы других научных групп, возможны ситуации, когда полюсы меняются местами на считанные сотни лет и потом возвращаются в исходное состояние. Именно это произошло, например, 41 400 лет назад (событие Лашамп). Тогда переход от нормального магнитного поля к «перевернутому» (когда стрелка компаса указывала бы на юг) занял 250 лет, и еще 190 лет длилось само «перевернутое» состояние. В эти 190 лет магнитное поле было на 75% слабее нынешнего, и лишь после этого и его направление, и сила восстановились. Впрочем, никаких следов вымираний или простого снижения численности видов в этот период ученые пока не нашли. То есть на то, что подобные события отрицательно влияют на биосферу, достоверно ничто не указывает.

Статья опубликована в журнале Science Advances   Источник: chrdk.ru

NASA сообщило, что космический аппарат «Вояджер-2» стал вторым созданным человеком устройством, который покинул пределы гелиосферы. Его приборы смогут рассказать нам о неизведанной ранее территории.©

Ученые, работающие на Большом адронном коллайдере, ищут гипотетическую частицу, которая может претворить в жизнь Теории Великого объединения и расширить границы понимания Вселенной в ее самых малых

Еще в начале ХХ века Общая теория относительности предсказала существование гравитационных волн — деформаций пространства-времени, излучающихся движущимися массами. Однако зарегистрировать их

Крупные звезды гибнут, взрываясь сверхновыми, и могут оставить после себя сверхплотную нейтронную звезду: при размерах в пару десятков километров такие тела весят как обычные звезды средней величины.

Международная команда исследователей под руководством палеонтолога профессора Джоны Куаниере (Jonah Choiniere) из Витватерсрандского университета обнаружила новый вид динозавра в провинции Фри-Стейт