Генетическое редактирование придало мухам ядовитость бабочек

Технология редактирования генома CRISPR/Cas9 позволила придать мушкам дрозофилам черты бабочек-монархов — в тысячу раз снизить их чувствительность к ядовитому молочаю. Благодаря этому насекомое смогло скопировать эволюционную стратегию монархов, с помощью которой те защищаются от хищников.

Danaus plexippus © Dean Morley/Flickr

Благодаря особым генам, приобретенным в ходе эволюции, бабочки вида Данаида монарх (Danaus plexippus) могут питаться нектаром некоторых токсичных растений – в частности, молочая. Это растение не приносит насекомым вреда – напротив, они усваивают токсины из такого нектара и таким образом сами становятся ядовитыми. Их природных врагов – например, жаб или птиц, — после проглатывания бабочки ждет тошнота и другие неприятные последствия. После такого опыта хищники, как правило, запоминают невкусную добычу и гораздо реже соблазняются такими бабочками.

Чтобы обрести такую же способность, другим видам может понадобиться множество поколений. За это время им нужно приспособиться к ядовитому нектару молочая или схожих с ним растений, а также научиться усваивать его с пользой для себя. Ученые решили максимально сократить этот срок при помощи революционной технологии редактирования генов CRISPR/Cas9, которая уже неоднократно приводила к важным результатам.

Для этого ученые во главе с Ноем Уайтманом из Калифорнийского университета (США) определили ген, который отвечает за усвоение нектара молочая. Далее они воспользовались стандартным лабораторным животным – мушкой-дрозофилой (Drosophila melanogaster). С помощью CRISPR/Cas9 генетики внесли три изменения в нужный ген.

В результате насекомое стало в 1000 раз менее чувствительно к токсичному растению, смогло его есть и, по сути, завладело эволюционной стратегией монархов по защите от хищников. Кроме дрозофил ученые отредактировали этот ген еще у 20 других групп насекомых, например, у ос, жуков или долгоносиков.

«Как по мне, наиболее потрясающе то, что мы смогли протестировать эволюционную гипотезу таким способом, который раньше был невозможен вне пробирки, — отметил Уайтман. — Этого было бы очень трудно достичь без возможности вносить мутации с помощью технологии  CRISPR».

Статья опубликована в журнале Nature   Источник: ИТАР-ТАСС

Ученые-физики уже давно разработали специальные оптические резонаторы, способные преобразовывать лазерный свет в ултракороткие импульсы, движущиеся по окружности этих резонаторов. Более того, эти

Группа ученых из Школы инженерии Тандона при Нью-Йоркском университете (США) создала первую биосовместимую систему доставки лекарств на основе белков, которая настолько прочная, что может жить в

Профессор Лундского университета Биргер Шмитц (Birger Schmitz) и его коллеги предлагают новое объяснение резкого роста разнообразия живых организмов на Земле в ордовикском периоде. Согласно их

В национальном заповеднике Масаи-Мара в Кении гид и фотограф Энтони Тира недавно заметил необычного детеныша зебры. Вместо привычных чередующихся черных и белых полосок у зебры была темная шкура с

Американские и японские биологи продемонстрировали работу нейронов, включающихся во время фазы быстрого сна и стимулирующих мозг стирать лишние воспоминания.

Открытие совершил младший научный сотрудник Российского музея центров биоразнообразия Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН (Архангельск) Виталий Спицын.

Две команды исследователей при поддержке Оксфордского биомедицинского исследовательского центра провели исследование MAIT-клеток — инвариантных Т-лимфоцитов, ассоциированных со слизистой оболочкой.

На завершившемся недавно в Женеве Европейском планетологическом конгрессе двое ученых представили разработанную ими модель климата Венеры, согласно которой жизнь могла существовать на планете в