Медузы-корнероты научились защищаться при помощи кислотных «гранат»

Ученые обнаружили, что медузы-корнероты, проводящие большую часть жизни на дне моря, выработали необычную тактику обороны, атакуя хищников при помощи своеобразных кислотных «гранат». Об этом сообщила пресс-служба Смитсоновского института.

Cassiopea xamachana© 2007 Tammy Ward

«Это открытие одновременно было и большим сюрпризом для нас, и долгожданной разгадкой тайны так называемой «жалящей воды». Теперь мы можем объяснить ныряльщикам, что испытываемое ими сильное жжение вызывается медузами, которые раньше считались безобидными», — заявила Шерил Эймс, океанолог из университета Тохоку (Япония), чьи слова приводит пресс-служба Смитсоновского института.

Медузы — одни из самых древних многоклеточных обитателей Земли. Их предки появились еще во времена «кембрийского взрыва», около 550 млн лет назад, и с тех пор их облик почти не изменился. Эти желеподобные существа питаются останками других животных и зоопланктоном, парализуя его представителей при помощи яда, который вырабатывают так называемые стрекательные клетки.

Уникальная манера плавания медуз, а также другие черты их физиологии, в последние годы начали привлекать внимание не только зоологов, но и физиков и математиков, пытающихся создать робота-медузу и раскрыть секрет необычайной эффективности «порханий» его реальных прототипов в толще воды.

Эймс и ее коллеги открыли еще одну крайне интересную черту этих беспозвоночных, изучая так называемых корнеротов (Rhizostomeae). Так океанологи называют крайне необычных медуз, которые проводят большую часть жизни на дне моря, а не в его водах. Главным источником энергии для них служат не органические останки, а симбиотические водоросли, живущие внутри тела корнеротов.

Собирая этих медуз в окрестностях мангровых лесов, ученые часто испытывали странное жжение, которое многие опытные ныряльщики, как позже выяснили океанологи, называют «жалящей водой». Источник этих неприятных ощущений был загадкой как для самих исследователей, так и для их добровольных помощников.

В литературе «жалящая вода» упоминается довольно часто. Она связывалась с присутствием большого числа морских вшей, рачков-паразитов, нападающих на рыб и прочих обитателей морей, обрывками щупалец медуз и других беспозвоночных, обладающих стрекательными клетками.

Однако наблюдая за корнеротами вида Cassiopea xamachana, Эймс и ее команда нашли более простое объяснение существованию «жалящей воды». Они обратили внимание на то, что эти медузы испускали облачка слизи в моменты, когда их что-то тревожило. Собрав образцы этих выделений, ученые проанализировали их структуру и химический состав.

Оказалось, что корнероты выработали необычную тактику обороны от хищников. Щупальца этих медуз постоянно вырабатывали полые сферические структуры из стрекательных клеток, внутри которых накапливались едкие и токсичные выделения этих телец. Эти конструкции, которые ученые назвали «кассиосомами» в честь имени самих медуз, служили своеобразными кислотными «гранатами», способными самостоятельно наводиться на цель и жить вне тела медузы до 10 дней.

Как показали последующие опыты, такие структуры мгновенно обволакивают и убивают мелких рачков, а также отпугивают более крупных беспозвоночных существ, способных угрожать здоровью Cassiopea xamachana и их фотосинтезирующих симбионтов. Зоопланктон, убитый подобными «гранатами», служит дополнительным источником белков для них.

В прошлом, по словам Эймс, ученым еще не приходилось открывать живых существ, способных атаковать свою добычу или врагов при помощи конструкций из клеток, которые они производят только для этой цели. Дальнейшее изучение корнеротов, как надеется океанолог, поможет понять, как возникла эта удивительная способность медуз и какую роль она играет в жизни этих животных.

Статья опубликована в журнале Communications Biology Источник: ИТАР-ТАСС

Новое исследование коралловых рифов – самое продолжительное на сегодняшний день – дает углубленное представление о Большом Барьерном рифе в Австралии за последние 91 год,  передает  портал EurekAlert!

В национальном заповеднике Масаи-Мара в Кении гид и фотограф Энтони Тира недавно заметил необычного детеныша зебры. Вместо привычных чередующихся черных и белых полосок у зебры была темная шкура с