Обнаружены ископаемые останки вероятного первого предка большинства многоклеточных животных

Создание под названием Ikaria wariootia одним из первых на Земле обзавелось двусторонней симметрией. Ученые обнаружили у него рот, анус и кишечник, чего нет у других латерально-симметричных существ той эпохи.

Так мог выглядеть общий предок большинства современных животных © Sohail Wasif, UC Riverside, 2020

Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили окаменелость существа, которое может быть самым ранним предком большинства многоклеточных обитателей Земли, в том числе человека.

Червеподобное создание назвали Ikaria wariootia. Это самое древнее из обнаруженных учеными существ, обладающее билатеральной (двусторонней) симметрией. У него также можно идентифицировать перед и зад с ротовым и анальным отверстиями соответственно.

Развитие двусторонней симметрии позволило живым существам выработать способность к направленному движению и предоставило возможность создать эффективную компоновку тел. Обнаружение столь древнего существа с подобным строением — большой успех для ученых. Эволюционные биологи давно предполагали, что первое существо с билатеральной симметрией было очень маленьким, и отыскать его останки — задача практически невыполнимая.

Около 15 лет назад на территории одного из пастбищ в Южной Австралии были обнаружены окаменелые норы возрастом около 555 миллионов лет. Исследователи, изучившие эти ходы, пришли к выводу, что их проделали именно существа с двусторонней симметрией. Однако долгое время найти этих существ не удавалось.

Американские ученые Скотт Эванс и Мэри Дрозер, детально изучившие территорию рядом с норами, обнаружили крохотные овальные отпечатки рядом с некоторыми из них. Использовав технологию трехмерного лазерного сканирования, они смогли воссоздать облик существ, которые оставили эти следы. У Ikaria wariootia было тело цилиндрической формы со слабовыраженной мускулатурой. Длина существ составляла от двух до семи миллиметров, а ширина — не более 2,5 миллиметра.

Несмотря на относительно простое строение, Ikaria были достаточно сложными созданиями для своего времени. Передвигались они за счет перистальтической локомоции — как черви, волнообразно сокращая мышцы по всему телу. Тот факт, что древние существа проделывали ходы в песчаном дне океана, указывает на наличие примитивных сенсорных способностей, которые давали возможность распознавать органику.

Открытие американских ученых дает важную информацию о ранних этапах эволюции живых существ. По мнению исследователей, именно Ikaria wariootia были вероятными предками большинства многоклеточных, существующих сегодня. Другие подобные существа того периода — например, дикинсонии, также обладающие билатеральной симметрией — скорее всего, оказались тупиковыми ветвями эволюции. Им не хватало таких характерных черт современных существ, как ротовое отверстие или кишечник.

Статья о находке опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences   Источник: naked-science.ru