Удалось получить изображения двух протопланет возле звезды в созвездии Центавра

При помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона (NIRC2), установленной на телескопе Keck II в обсерватории на горе Мауна-Кеа на Гавайях, астрономы получили снимки двух газовых гигантов — зарождающихся планет в протопланетном диске, который окружает звезду PDS 70.

Протопланеты PDS 70b and PDS 70c© J. Wang, Caltech

Звезда PDS 70 находится в созвездии Центавра на расстоянии 370 световых лет от Солнечной системы, а ее масса составляет 0,82 массы Солнца. Ей 5,4 миллиона лет — очень мало по звездным меркам. Она относится к звездам типа Т Тельца — очень молодым переменным звездам небольшой массы. Вокруг таких звезд часто наблюдаются протопланетные диски, и звезда PDS 70 не стала исключением. Предположение о наличия у нее протопланетного диска было высказано еще в 1992 году, а в 2006 году оно было подтверждено благодаря наблюдениям с помощью адаптивной оптической системы NAOS-CONICA на Очень Большом Телескопе Европейской Южной обсерватории.

В протопланетном диске замечены две планеты, получившие обозначения PDS 70b и PDS 70c. Первая из них находится на расстоянии 21 астрономической единицы от звезды, примерно так же как Уран удален от Солнца. А масса PDS 70b составляет 4–17 масс Юпитера. Вторая планета менее массивна (от 1 до 10 масс Юпитера) и расположена дальше, примерно в 34,5 астрономических единицах, что сравнимо с расстоянием между Солнцем и Нептуном.

Первое прямое изображение планеты PDS 70b, было получено в 2018 году, после чего в 2019 году было получено несколько снимков PDS 70c, сделанных в разных диапазонах электромагнитных волн. «Произошла некоторая путаница, когда изображения двух протопланет были впервые получены, — говорит астроном Джейсон Ван (Jason Wang) из Калифорнийского технологического института. — Зарождающиеся планеты образуются из диска пыли и газа, окружающего молодую звезду. Этот околозвездный материал скапливается на протопланете, создавая своего рода дымовую завесу, которая затрудняет дифференциацию пылегазового диска от развивающейся планеты на снимках».

Чтобы обеспечить ясность, Джейсон Ван и его коллеги разработали метод различения сигналов от околозвездного диска и протопланет.

«Мы знаем, что форма диска должна представлять собой симметричное кольцо вокруг звезды, тогда как планета должна быть единственной точкой на изображении, — говорит Ван. — Таким образом, даже если планета окажется на вершине диска, как в случае с PDS 70c, основываясь на наших знаниях о том, как диск выглядит по всему изображению, мы можем сделать вывод о том, насколько ярким должен быть диск в месте расположения протопланеты, и удалить сигнал от диска. Всё, что остается, — это излучение планеты».

Статья опубликована в журнале Astronomical Journal   Источник: polit.ru

Используя микроскопически точные технологии 3D-печати и звуковые волны в качестве пинцета, ученые из Стэнфордского университета (США) и Венского технического университета (TU Wien, Австрия) создали

Обнаруженная на юге Англии окаменелость зафиксировала палеобиологическое событие, которое произошло порядка 200 миллионов лет назад, и стала уникальной иллюстрацией того, как безрассудно и жестоко

Многобугорчатые, или мультитуберкуляты, – это отряд вымерших растительноядных млекопитающих, которые появились в середине юрского периода и на 25 миллионов лет пережили динозавров. Они были довольно

На территории Канады и США были замечены особи азиатского вида шершней Vespa mandarinia, самого крупного среди всех шершней. Если такой шершень жалит человека, тот испытывает сильную боль, но особенно

Сотрудники лаборатории макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ на основе ранее опубликованных данных и собственных исследований дали оценку видовому разнообразию пресноводных моллюсков

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали геном Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид. Оказалось, на данный момент его

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) и других институтов открыла черную дыру всего в тысяче световых лет от Земли. Эта черная дыра ближе к Солнечной системе, чем все остальные,

Ученые из Полевого музея Чикаго (США) изучили окаменелости раннего ихтиозавра Cartorhynchus lenticarpus и выяснили, что у этого морского ящера глубоко в челюсти были круглые зубы. Этими зубами морская

Международная команда ученых изучила снимки поверхности астероида Рюгу, сделанные японским зондом Hayabusa-2, и выяснила, что это небесное тело столкнулось с периодом сильного солнечного нагрева.

РИА Новости. Американские и британские ученые составили интерактивную карту мира, на которую нанесли максимальные для каждого региона комбинации температур и влажности — показатель, который лучше

Ученые из Сиднейского университета  выявили ген, обеспечивающий капским медоносным пчелам способность размножаться без оплодотворения.

В последние годы ученые обнаруживают все больше гигантских вирусов, которые по своим размерам превышают более 300 нанометров, обладают геномом длиннее 200 тысяч пар оснований, вирионами свыше 0,2

Ученые исследуют устройство шестиугольника Сатурна — удивительной волновой структуры, которая окружает полярную область планеты и имеет четкую геометрическую форму, —  пишет eurekalert.org.

Международная группа исследователей, изучавшая генетическое разнообразие жителей Перу, заявила о том, что им удалось обнаружить самый сильный генетический фактор, оказывающий влияние на рост.

Серия экспериментов на черепах азиатских крокодилов гавиалов показала, что все существующие представления о типично «женских» и «мужских» чертах анатомии динозавров могут быть ошибочными.

Российские ученые нашли новые свидетельства того, что космические нейтрино высоких энергий появляются вблизи сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Об этом пишет пресс-служба МФТИ со ссылкой на