Телескоп VLT подглядел за ростом планеты-гиганта у двойной звезды в созвездии Возничего

Снимки телескопа подтвердили данные трехлетней давности, которые собрала обсерватория ALMA. Новые фотографии молодой двойной звезды AB в созвездии Возничего указывают на то, что в ее окрестностях начала формироваться планета-гигант.

© ESO/Boccaletti et al.

«На этих снимках, ближе к центру протопланетного диска, можно увидеть своеобразную закрученную двойную спираль. Один из ее рукавов направлен в сторону звезды, а второй – к окраинам звездной системы. Подобные структуры, как предсказывают теории формирования планет, должны появляться на первых стадиях их рождения. Они помогают газу и пыли скапливаться в окрестностях формирующейся планеты», – рассказала Анна Датри, планетолог из Университета Бордо (Франция) и один из авторов работы.

За последние десять лет астрономы открыли более 4 тыс. планет за пределами Солнечной системы. Часть из них по размерам и свойствам напоминают Землю, а остальные похожи на Юпитер и другие планеты-гиганты. Сейчас планетологи активно ведут «перепись» этих миров и пытаются понять, в каких условиях они формируются.

Астрономы предполагают, что для того, чтобы запустить этот процесс, нужно небольшое каменистое ядро, которое постепенно «наматывает» на себя окружающие его газ и пыль. Чем больше этот «зародыш», тем больше материи он успевает накопить, прежде чем свет новорожденной звезды разрушит газопылевой диск, в котором формируются планеты.

Размеры ядра будущего аналога Земли или Юпитера, в свою очередь, зависят от массы этого «бублика», которая не может превышать десятой части от массы светила. Поэтому ученые считали, что крупные газовые гиганты в принципе не могут возникнуть в окрестностях красных карликов, так как для этого там просто нет нужных условий. Однако недавно астрономы обнаружили сразу несколько крупных планет в окрестностях небольших звезд, что заставило их усомниться в подобных теориях.

Датри и ее коллеги впервые проследили за этим процессом, изучая фотографии новорожденной двойной звезды AB. Она расположена в созвездии Возничего на расстоянии в 530 световых лет от Земли. По текущим представлениям астрономов, этот объект представляет собой пару крупных звезд массой примерно в 2,5 раза больше Солнца. Они сформировались всего два-три миллиона лет назад.

В прошлом ученые не обращали на AB Возничего особого внимания. Однако ситуация изменилась в 2008 году, когда американские астрономы обнаружили в окрестностях одной из этих звезд необычно большой диск из газа и пыли. Первые его фотографии, которые получила в 2017 году микроволновая обсерватория ALMA, указывали на то, что внутри него могла формироваться планета.

Визуализация снимков AB Возничего © European Southern Observatory (ESO)/Youtube

Детальные фотографии газопылевого диска в окрестностях одной из звезд AB Возничего, которые сделал оптический телескоп VLT, подтвердили, что это действительно так. Анализ снимков показал, что пустоты и возмущения внутри диска, открытые ALMA, были порождены «зародышем» формирующейся планеты, который активно захватывал и поглощал газ и пыль. Как предполагают планетологи, на его месте в конечном итоге возникнет крупный газовый гигант массой примерно в три раза больше Юпитера.

Подобное открытие, как отмечают Датри и ее коллеги, подтверждает то, что общепринятые теории о формировании планет все же не полностью ошибочны. Дальнейшие наблюдения за новорожденной планетой у AB Возничего, как надеются астрономы, помогут им узнать секреты роста газовых гигантов в окрестностях красных карликов и других небольших светил.

Статья опубликована в журнале Astronome & Astrophysics   Источник: ИТАР-ТАСС

Используя микроскопически точные технологии 3D-печати и звуковые волны в качестве пинцета, ученые из Стэнфордского университета (США) и Венского технического университета (TU Wien, Австрия) создали

Обнаруженная на юге Англии окаменелость зафиксировала палеобиологическое событие, которое произошло порядка 200 миллионов лет назад, и стала уникальной иллюстрацией того, как безрассудно и жестоко

Многобугорчатые, или мультитуберкуляты, – это отряд вымерших растительноядных млекопитающих, которые появились в середине юрского периода и на 25 миллионов лет пережили динозавров. Они были довольно

На территории Канады и США были замечены особи азиатского вида шершней Vespa mandarinia, самого крупного среди всех шершней. Если такой шершень жалит человека, тот испытывает сильную боль, но особенно

Сотрудники лаборатории макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ на основе ранее опубликованных данных и собственных исследований дали оценку видовому разнообразию пресноводных моллюсков

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали геном Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид. Оказалось, на данный момент его

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) и других институтов открыла черную дыру всего в тысяче световых лет от Земли. Эта черная дыра ближе к Солнечной системе, чем все остальные,

Ученые из Полевого музея Чикаго (США) изучили окаменелости раннего ихтиозавра Cartorhynchus lenticarpus и выяснили, что у этого морского ящера глубоко в челюсти были круглые зубы. Этими зубами морская

Международная команда ученых изучила снимки поверхности астероида Рюгу, сделанные японским зондом Hayabusa-2, и выяснила, что это небесное тело столкнулось с периодом сильного солнечного нагрева.

РИА Новости. Американские и британские ученые составили интерактивную карту мира, на которую нанесли максимальные для каждого региона комбинации температур и влажности — показатель, который лучше

Ученые из Сиднейского университета  выявили ген, обеспечивающий капским медоносным пчелам способность размножаться без оплодотворения.

В последние годы ученые обнаруживают все больше гигантских вирусов, которые по своим размерам превышают более 300 нанометров, обладают геномом длиннее 200 тысяч пар оснований, вирионами свыше 0,2

Ученые исследуют устройство шестиугольника Сатурна — удивительной волновой структуры, которая окружает полярную область планеты и имеет четкую геометрическую форму, —  пишет eurekalert.org.

Международная группа исследователей, изучавшая генетическое разнообразие жителей Перу, заявила о том, что им удалось обнаружить самый сильный генетический фактор, оказывающий влияние на рост.

Серия экспериментов на черепах азиатских крокодилов гавиалов показала, что все существующие представления о типично «женских» и «мужских» чертах анатомии динозавров могут быть ошибочными.

Российские ученые нашли новые свидетельства того, что космические нейтрино высоких энергий появляются вблизи сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Об этом пишет пресс-служба МФТИ со ссылкой на