У одной из ближайших к Земле звезд нашли новорожденного «кузена» Нептуна

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях Земли.

Изображение диска осколков вокруг звезды красного карлика в видимом свете AU Microscopii © NASA/ESA/J.E. Krist (STScI/JPL) & D.R. Ardila (JHU)

«Звезда AU в созвездии Микроскопа относительно невелика, она примерно в два раза меньше Солнца. Такие светила очень активны из-за мощных магнитных полей. Это может объяснять то, почему на открытие планеты в ее окрестностях ушло почти 15 лет», – рассказал один из авторов открытия, планетолог из Монреальского университета (Канада) Джонатан Ганье.

Звезда AU Microscopii начала привлекать внимание ученых в 2003 году, когда астрономы получили первые фотографии этого объекта и обнаружили, что он представляет собой новорожденное светило, расположенное недалеко от Земли, на расстоянии около 32 световых лет. Интерес к ней обусловлен тем, что этот новорожденный красный карлик все еще окружает диск из газа и пыли, повернутый к нам в «профиль».

Подобное положение позволяет следить за тем, как меняется его форма с течением времени, а также определять характер движения материи в нем. К примеру, пять лет назад европейские астрономы обнаружили, что по поверхности этого диска постоянно движутся волны, существование которых не предсказывалось теориями формирования звезд и планет.

Большое число вспышек и пятен на поверхности AU Microscopii, как отмечает Ганье, не позволяло астрономам искать следы планет в ее окрестностях, используя традиционную транзитную методику их поиска. Она опирается на то, что прохождение планет по диску звезд временно снижает их яркость предсказуемым образом, что хорошо работает для поиска экзомиров у солнцеподобных звезд, но дает много ложных срабатываний при изучении красных карликов.

Ганье и его коллеги обошли эти проблемы, наблюдая за этим светилом при помощи инфракрасных телескопов, отслеживая не периодические снижения в яркости звезды, а то, как менялась структура ее спектра. Присутствие планет можно определить по характерным сдвигам в положении спектральных линий, связанных с тем, что гравитационные взаимодействия между светилом и его спутниками приводят к небольшим, но заметным изменениям в положении звезды в пространстве.

Через несколько лет после начала подобных наблюдений на наземном телескопе IRTF, канадские астрономы обнаружили несколько намеков на существование как минимум одной планеты в окрестностях AU Microscopii. Однако точность этих замеров была слишком низкой для того, чтобы говорить об этом наверняка.

Ученые получили необходимые дополнительные данные, воспользовавшись помощью двух орбитальных обсерваторий NASA – оптического телескопа TESS, предназначенного для поиска планет транзитным методом, а также инфракрасной обсерватории Spitzer. Объединив данные наземных и космических наблюдений, Ганье и его коллеги не только подтвердили существование планеты у красного карлика, но и смогли изучить ее свойства.

В частности, оказалось, что эта планета относится к числу так называемых «горячих нептунов» – миров, похожих по своим размерам и свойствам на одноименный газовый гигант в Солнечной системе, но расположенных значительно ближе к их звездам.

В частности, планета AU Microscopii b совершает один оборот вокруг красного карлика всего за девять неполных дней, а ее масса примерно в 50 раз больше земной и в пять раз меньше юпитерианской. Она находится внутри газопылевого диска, который окружает красный карлик, что, как предполагают ученые, может объяснять то, почему следы ее существования не были открыты в прошлые годы и десятилетия.

Ее открытие, по словам Ганье, стало особенно важным для ученых по той причине, что раньше астрономы никогда не находили новорожденных планет в окрестностях близлежащих к нам звезд. Это позволит в будущем детально изучить атмосферу и другие свойства AU Microscopii b при помощи наземных и орбитальных телескопов, что позволит астрономам проверить многие теории, описывающие процесс формирования газовых гигантов и землеподобных планет и их взаимодействия с протопланетным диском.

Статья опубликована в журнале Nature   Источник: ИТАР-ТАСС

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

Палеонтологи  обнаружили  поразительное сходство между окаменевшими костями гигантских пингвинов, которые жили 62 миллиона лет назад в Новой Зеландии, и таковыми у плотоптерид (Plotopteridae) —