Слияние самца рыбы-удильщика с телом самки обеспечивает отсутствие нормального иммунитета

Давно известно, что самец глубоководного удильщика для спаривания впивается в тело самки и сливается с ним навсегда, но лишь теперь выяснилось, почему ее иммунитет не отторгает и не атакует его.

© Peter David

Рыбы-удильщики известны необычным способом спаривания, при котором мелкий самец, впившись в тело своей избранницы, может частично или полностью сливаться с ней. Превращаясь в нечто вроде «паразита», он получает от самки все необходимое и лишь продолжает исправно производить сперматозоиды. Это избавляет рыб от необходимости каждый раз искать себе партнера на дефицитном ресурсами и крайне редко заселенном глубоководье. Однако больше всего такие отношения интригуют иммунологов.

Достаточно вспомнить, с каким трудом удается медикам найти совместимые органы для трансплантации, невзирая на использование средств, временно подавляющих иммунитет. Однако при слиянии удильщиков этого не происходит — как если бы больной при пересадке мог без проблем принять любой случайно выбранный орган. Как это происходит, выяснилось лишь недавно: авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science, сообщают, что у удильщиков может вовсе не быть приобретенного иммунитета.

Напомним, клетки иммунной системы способны распознавать появление чужеродных клеток и «странных», необычных для организма молекул. Фрагменты таких молекул представляются (репрезентируются) В-лимфоцитам, производящим мириады случайных разновидностей антител. Это позволяет подобрать антитела, которые лучше связываются с чужеродными структурами, позволяя их нейтрализовать.

Чтобы выяснить, почему у удильщиков этого будто не происходит, Томас Бём (Thomas Boehm) и его коллеги изолировали ДНК представителей 10 видов глубоководных рыб, четыре из которых при спаривании временно соединяются телами, а шесть — сливаются раз и навсегда. Кроме того, были отсмотрены геномы трех видов удильщиков, живущих на мелководье и спаривающихся без соединения организмов.

Такая работа обнаружила, что у сливающихся видов нарушена работа генов RAG, а у некоторых — и генов белка AICDA. Эти гены обеспечивают «перемешивание» нужных фрагментов ДНК в В-лимфоцитах для производства разнообразных антител, позволяя иммунитету подобрать подходящий «ключ» к любому чужеродному антигену. Удильщики Photocorynus spiniceps и Haplophryne mollis, у которых отсутствует и RAG, и AICDA, оказываются вовсе не способны производить антигены.

Для людей такой иммунодефицит крайне опасен, и как выживают при этом удильщики, остается неясным. Возможно, их спасает особенно мощный неспецифический иммунитет, позволяющий обходиться без адаптивного. Но возможно, что у удильщиков реализуется какой-то собственный вариант адаптивного иммунитета, отличающийся от классической схемы с выработкой и подбором антител, характерной для всех позвоночных.

Статья опубликована в журнале Science   Источник: naked-science.ru

Ученые заметили, что колибри могут запоминать последовательности чисел и на основе их строить стратегию добывания пищи. Они считают, что это первый случай выполнения простых математических операций

Группа исследователей, куда вошли ученые Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ, впервые в мире расшифровала геном гриба Fusarium oxysporum f.sp. lini. Этот паразит атакует лен,

Группа японских исследователей выяснила, что депрессию вызывает вирус герпеса шестого типа. Он находится в организме каждого человека в спящем состоянии, но реагирует на высокий стресс и приводит к

Новое исследование ученых из Центра устойчивых ресурсных исследований RIKEN (Япония) может открыть новую эру, в которой фотосинтетические «био-заводы» стабильно производят большую часть синтетического

Ученые Московского физико-технического института совместно с коллегами из Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН и Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН

РИА Новости. Астрофизики зафиксировали самый дальний от нас короткий гамма-всплеск, произошедший 10 миллиардов лет назад, всего через 3,8 миллиарда лет после Большого взрыва

Команда ученых из Гарвардского и Вашингтонского университетов, использовав бактериальный фермент, впервые  смогла отредактировать геном митохондрий , который до этого не удавалось изменить с помощью

В созвездии Орла астрономы обнаружили экзотическую пару нейтронных звезд с очень разной массой. Ученые полагают, что через 470 миллионов лет они столкнутся друг с другом. Их можно будет использовать

Как известно, наша Вселенная расширяется. Скорость этого процесса характеризуется постоянной Хаббла, которая связывает скорость удаления объекта с расстоянием до него. Эту постоянную, как правило,

Берлинские ученые из  Института исследований животных в зоопарках и дикой природе  Ассоциации Лейбница вместе с коллегами из Тель-Авивского университета установили, что эхолокация в ультразвуковом

Команда исследователей из Университета Дьюка, Музея естественной истории в Лондоне, Смитсоновского национального музея естественной истории и Исследовательского института залива Монтерей (Monterey Bay

Зоологи Дэвид Стидман (David Steadman) из Флоридского музея естественной истории и Уна Такано (Oona Takano) из Университета Нью-Мексико описали вымершего гигантского голубя, обитавшего в тихоокеанском

При помощи Очень Большого Телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получен первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой обращаются две гигантских экзопланеты. Прямые

В течение десятилетий ученые собирали древние образцы донных отложений, чтобы лучше понять, каким был климат прошлого, как двигались тектонические плиты, из чего состояла глубоководная морская

Биологи из Германии, США, Франции, Португалии и Мадагаскара описали неизвестный ранее вид мышиных лемуров, обитающий в тропических лесах острова Мадагаскар.

Новозеландская компания T&G Global после 18 лет работы предлагает потребителям новый сорт яблок HOT84A1, который должен сохранять потребительские качества в условиях глобального потепления.

Научный сотрудник кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Ирина Штангеева изучала способность пшеницы, а также пырея накапливать токсичные вещества. Оказалось, что оба растения способны поглощать