Получено доказательство генетической природы хронической мигрени

Ученые из Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского медицинского университета, Университета Западной Финляндии, Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге и Университета ИТМО впервые показали, что переход мигрени в хроническую форму имеет генетическую природу. Это связано с полным отсутствием у пациентов одного из вариантов гена болевого рецептора TRPV1, который вовлечен в механизм развития заболевания. Знание об этом позволит врачам заблаговременно определять группу риска, что повысит эффективность профилактики и лечения мигрени.

© Sasha Wolff/Flickr

Примерно 15 % человечества сегодня страдает от мигрени, а это около миллиарда людей по всей планете. В России она проявляется у каждого пятого. По некоторым оценкам, мигрень является наиболее затратным неврологическим заболеванием: например, в Евросоюзе она обходится в более чем 27 миллиардов евро в год. Это объясняется тем, что мигрень значительно снижает качество жизни человека и лишает его возможности нормально жить и работать, вынуждая регулярно принимать обезболивающие лекарства. Особенно сильно это проявляется при ее хронической форме. Врачи характеризуют этот тип мигрени как головную боль, которая сохраняется от 15 дней в месяц на протяжении более трех месяцев. Существует еще эпизодическая мигрень, отличающаяся менее частыми приступами. Столь высокая распространенность требует от ученых улучшать диагностические инструменты и разрабатывать новые способы лечения мигрени.

Авторы работы исследовали, как могут быть связаны с хронической мигренью варианты гена болевого рецептора TRPV1. Интерес именно к этому типу рецепторов обусловлен тем, что они связаны с выбросом ключевого болевого агента мигрени — пептида CGRP. В исследовании приняли участие 96 человек в возрасте от 18 до 55 лет: 19 с хронической мигренью, 27 с эпизодической и 50 здоровых добровольцев. Авторы изучили образцы их крови, из которых они выделили геномную ДНК. У кодирующего структуру рецептора TRPV1 гена есть участки, которые могут отличаться. Они называются полиморфизмами. Один из таких полиморфизмов с генотипами AA, AG и GG был выбран авторами исследования для анализа. Ученые сравнили распределения генотипов между тремя группами испытуемых. В результате исследователи выяснили, что у здоровых людей и пациентов с эпизодической мигренью показатели примерно одинаковы. В то же время у всех пациентов с хронической мигренью совершенно отсутствовал генотип GG, а распространение генотипа AA было в два раза выше относительно остальных групп (68 % против 33 % и 34 %). Результаты исследования позволяют ученым считать, что у хронической мигрени есть генетические предпосылки, а отсутствие генотипа GG можно рассматривать как возможный индикатор риска перехода эпизодической мигрени в хроническую форму.

«Поскольку прямые и косвенные потери от мигрени в мировой экономике составляют колоссальные цифры, она является не только медицинской, но еще и значимой экономической проблемой. Обнаруженная нами генетическая особенность мигрени позволит заблаговременно определять пациентов, у которых она может перейти из эпизодической формы в хроническую, и своевременно начинать направленную терапию. Это будет способствовать более эффективной профилактике и лечению мигрени, и, как следствие, минимизации ее экономических издержек», — прокомментировала Алия Якубова, один из авторов статьи, врач-невролог и младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Генные и клеточные технологии» Казанского (Приволжского) федерального университета.

Исследование поддержано Российским научным фондом (РНФ).

Работа опубликована в журнале Journal of Molecular Neuroscience, кратко о ее результатах сообщает пресс-служба РНФ. Источник: polit.ru

Профессор Роман Яковлев из Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета и Наталья Снеговая из Института зоологи Академии наук Азербайджана описали новый вид бабочек из

До недавнего времени считалось, что межпозвоночные диски есть только у млекопитающих, в том числе у человека. Немецкие ученые выяснили, что это не так и подобные структуры возникали в процессе

Согласно новому исследованию японских ученых, ключевую роль в регулировании уровня глюкозы играет белок, получивший название CNOT3. Он заставляет замолчать набор генов, которые в противном случае

Австралийские ученые сообщают об успехах проводимого ими проекта по борьбе с лихорадкой денге в Индонезии. В районах проведения испытаний заболеваемость снизилась на 77 %. Добиться этого ученым

Четвероногие растительноядные завроподы включали наиболее массивных динозавров, таких как диплодоки, брахиозавры и титанозавры, набиравшие более 100 тонн. Они были распространены на всех континентах,

Международная группа ученых под руководством специалистов из Колумбийского университета (США) предложила классифицировать нейроны коры головного мозга, передает портал EurekAlert! со ссылкой на

Международная группа ученых во главе с исследователями из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария) обнаружила, что «мобильные элементы» ДНК играют важную роль в развитии

Фитопатологи из Университета Южного Иллинойса во главе с Мириан Пиментель (Mirian Pimentel)  обнаружили новый способ защиты  посадок сои от опасного заболевания. Развитие болезни, вызываемой одними

Американские и шведские медики проследили за частотой развития аутизма у женщин, получавших вакцину от свиного гриппа в 2009 и 2010 годах во время беременности, и не нашли никаких свидетельств того,

Астрономы просчитали свойства самых небольших и крупных скоплений темной материи и уточнили, как она распределяется по «паутине Вселенной». Благодаря этому ученые надеются открыть излучение от

Составлена трехмерная карта протопланетного облака, окружающего тройную систему GW Ориона: его сложная искривленная форма может указывать на присутствие планеты.

Физики из Делфтского технологического университета смогли независимо управлять двумя различными типами магнетизма в атоме. Фактически такое влияние дает возможность хранить в одном-единственном атоме