Два вида тропических пауков присоединились к союзу муравьев и акаций

Группа энтомологов из США обнаружила в тропических лесах Панамы два вида пауков, которые живут на растениях акации, охраняемых колониями муравьев.

© John D. Styrsky, Ph.D.

Джон Стирски (John D. Styrsky) из Университета Линчберга в штате Виргиния более десяти лет изучает симбиотические отношения между муравьями и деревьями, которые предоставляют муравьям место жительства в особых полостях внутри стволов, а иногда и питание, выделяя особый нектар. Взамен муравьи обеспечивают дереву защиту от других насекомых и более крупных травоядных животных. Встречаются такие деревья преимущественно в тропиках Южной Америки. Деревья образуют особые органы — домации, где размещаются гнезда муравьев. Другой орган растения — тельца Бельта — обеспечивает муравьев необходимой пищей. Название тельцам Бельта дано в честь английского натуралиста Томаса Бельта (1832–1878), который, хотя и был геологом по основной специальности, в книге «Натуралист в Никарагуа» описал немало своих открытий, касающихся жизни муравьев. В частности, именно он первым узнал, что муравьи-листорезы не едят листья растений, а используют их как субстрат для выращивания съедобных грибов. Некоторые виды муравьев полностью зависят от своего дерева, не могут существовать отдельно от него и добывать другую пищу, кроме той, что получают из телец Бельта. Они ревностно охраняют дерево от других насекомых.

Исследователи работали в Панаме в лесах на склонах водораздельного хребта, отделяющего бассейны Атлантического и Тихого океанов. По обе стороны хребта отмечаются случаи симбиоза муравьев и акаций. На атлантическом склоне акация Vachellia melanocerus служит домом для муравьев Pseudomyrmex satanicus, на тихоокеанском на акациях Vachellia colinsii живут муравьи Pseudomyrmex spinicola.

Как оказалось, в обоих случаях присутствует третий участник — небольшой вид пауков. Пауки Eustala oblonga живут вместе с V. melanocerus and P. satanicus, а пауки Eustala illicita — вместе с V. colinsii и P. spinicola. Днем пауки скрываются от муравьев, прижимаясь к листьям и колючкам акации, а по ночам раскидывают на дереве свою паутину. Ученые проанализировали добычу пауков и обнаружили, что они тоже приносят пользу акации, ловя насекомых-вредителей. В паутину попадают и муравьи, когда их самцы и самки совершают массовый брачный полет, но, по словам исследователей, это не причиняет существенного ущерба муравьиным колониям. Шипы акаций и муравьи предоставляют паукам защиту от хищных жуков, клопов, ос, ящериц и птиц.

Авторы работы отмечают, что эти пауки представляют собой редкий случай, когда какому-либо виду удается эксплуатировать симбиоз других видов, не нанося существенного вреда, а значит, не вызывая противодействия.

Статья опубликована  в журнале Journal of Insect Science  Источник: polit.ru

Согласно новому исследованию японских ученых, ключевую роль в регулировании уровня глюкозы играет белок, получивший название CNOT3. Он заставляет замолчать набор генов, которые в противном случае

Австралийские ученые сообщают об успехах проводимого ими проекта по борьбе с лихорадкой денге в Индонезии. В районах проведения испытаний заболеваемость снизилась на 77 %. Добиться этого ученым

Четвероногие растительноядные завроподы включали наиболее массивных динозавров, таких как диплодоки, брахиозавры и титанозавры, набиравшие более 100 тонн. Они были распространены на всех континентах,

Международная группа ученых под руководством специалистов из Колумбийского университета (США) предложила классифицировать нейроны коры головного мозга, передает портал EurekAlert! со ссылкой на

Астрономы просчитали свойства самых небольших и крупных скоплений темной материи и уточнили, как она распределяется по «паутине Вселенной». Благодаря этому ученые надеются открыть излучение от

Международная группа ученых во главе с исследователями из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария) обнаружила, что «мобильные элементы» ДНК играют важную роль в развитии

Фитопатологи из Университета Южного Иллинойса во главе с Мириан Пиментель (Mirian Pimentel)  обнаружили новый способ защиты  посадок сои от опасного заболевания. Развитие болезни, вызываемой одними

Составлена трехмерная карта протопланетного облака, окружающего тройную систему GW Ориона: его сложная искривленная форма может указывать на присутствие планеты.

Американские и шведские медики проследили за частотой развития аутизма у женщин, получавших вакцину от свиного гриппа в 2009 и 2010 годах во время беременности, и не нашли никаких свидетельств того,