Строительные блоки мембраны влияют на рост клеток

Липиды – это строительные блоки клеточной оболочки – клеточной мембраны. Помимо своей структурной функции, некоторые липиды также влияют на рост клеток, сообщает пресс-служба Галле-Виттенбергский университета имени Мартина Лютера (Германия). Такую функцию липиды могут выполнять в зависимости от того, как они распределяются по плазматической мембране.

Пыльцевая трубка, вырастающая из пыльцевого зерна (зеленый цвет: один из ферментов, ответственных за выработку липидов, контролирующих рост клеток, пурпурный: актиновый цитоскелет)© Marta Fratini

Если растительные клетки хотят двигаться, они должны расти. Это можно наблюдать на пыльцевой трубке. Когда пыльца попадает на цветок, пыльцевая трубка направляется внутрь женских репродуктивных органов. Это позволяет доставить мужские гаметы, поэтому может произойти оплодотворение. Особенность пыльцевой трубки заключается в том, что она состоит из одной клетки, которая продолжает расширяться и, в крайних случаях, может достигать длины в несколько сантиметров.

В текущем исследовании команда сосредоточилась на фосфолипидах пыльцевых трубок, которые, как главный компонент плазматической мембраны, отделяют внутреннюю часть клетки от окружающей среды. Оказалось, что некоторые фосфолипиды также могут регулировать клеточные процессы. Ученые выяснили, что специфический фосфолипид под названием фосфатидилинозитол-4,5-бисфосфат (PIP2) может контролировать различные аспекты роста клеток в пыльцевых трубках – в зависимости от его положения на плазматической мембране.

Исследователи обозначили липид флуоресцентным маркером, благодаря чему смогли обнаружить, что он либо диффузно распределяется по всему кончику пыльцевой трубки без видимого рисунка, либо концентрируется в небольших динамических нанодоменах. Можно представить себе это как группу людей на площади: люди либо остаются на расстоянии 1,5 метра друг от друга, либо образуют небольшие группы.

В клетках растений есть несколько ферментов, которые могут производить этот фосфолипид, отмечают авторы работы. Как и липиды, некоторые из этих ферментов широко распределены по мембране, а другие сконцентрированы в нанодоменах. В зависимости от того, какой из ферментов был искусственно усилен, команда наблюдала следующее: либо цитоскелет – структура, важная для направленного роста – «стабилизировался» и пыльцевая трубка набухала на кончике, либо выделялось больше пектина – важного строительного материала для стенок растительных клеток. Это заставляло клетку разветвляться на конце. Чтобы убедиться, что распределение липидов действительно отвечает за эти эффекты роста, биохимики искусственно изменили расположение ферментов на плазматической мембране. И таким образом они смогли «регулировать» разные эффекты роста растений. Теперь необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как именно собираются мембранные нанодомены и как распределение PIP2 на мембране может вызывать такие разные эффекты.

Статья опубликована в журнале The Plant Cell Источник: scientificrussia.ru

Биологи Харука Осаки и Эйити Касуя из Университета Кюсю подробно описали брачное поведение тараканов Salganea taiwanensis. В ходе спаривания самец и самка этого вида тараканов съедают крылья своего

РИА Новости. Российские врачи под руководством главного внештатного онколога Минздрава России, гендиректора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Андрея Каприна впервые в мире провели перфузию

Способность сперматозоидов двигаться зависит от белка RAC1. Оптимальное количество активного белка повышает конкурентоспособность отдельных клеток, тогда как чрезмерная активность может вызвать

РИА Новости. Масштабное геномное исследование, проведенное в Латинской Америке, позволило впервые выявили гены, влияющие на черты лица. В том числе ученые обнаружили, что ген, определяющий форму губ

Ученые официально  подтвердили  существование нового вида усатых китов, он получил название полосатик Райса (Balaenoptera ricei). Необходимые для этого данные удалось добыть благодаря мертвому киту,

Ученые-физики из университета Базеля, Швейцария, и Рурского университета в Бохуме, Германия, разработали источник единичных фотонов нового типа, который способен вырабатывать в одну секунду миллиарды

Исследователи Сколтеха и их коллеги провели эксперимент in vitro, в котором продемонстрировали возможность стимулировать рост нейронов в гиппокампе, используя биоразлагаемые нанокапсулы для доставки к

РИА Новости. Астрономы подтвердили, что слабый объект 2018 AG37, обнаруженный в 2018 году и получивший имя Farfarout, действительно является самым удаленным объектом из всех наблюдаемых в Солнечной

Команда ученых во главе с Кеннетом Вёрдаком (Kenneth J.Wurdack) описала вид грибов,  выработавший  необычное приспособление для распространения своих спор. Гриб удивительно точно имитирует облик

Сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН обнаружили, что один из видов бактерий способен извлекать из водного раствора радиоактивные элементы — 137Cs, 233U, 239Pu,

Согласно новому исследованию, когда ловчие листья насекомоядного растения венерина мухоловка закрываются, они создают небольшое магнитное поле. Это один из очень редких примеров магнитных полей,

Орнитологи выяснили, что перелетные птицы могут находить дорогу домой из незнакомых мест благодаря умению экстраполировать свое положение на магнитной карте местности.

Открытые еще в 1917 году французско-канадским биологом Феликсом д’Эреллем бактериофаги представляют собой крошечные вирусы, проникающие в бактерий и убивающие их. Бактериофаги в изобилии

Половой процесс у инфузорий — уникальное явление в мире живых существ. Они занимаются сексом не ради размножения или удовольствия, их цель — повысить генетическое разнообразие. Ученые СПбГУ вместе с

В центре шарового скопления NGC 6397 астрономы обнаружили целое «кладбище» — множество небольших черных дыр, оставшихся после гибели массивных и древних звезд.

В декабре 2020 года руководители и врачи ФГБУ “Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера” Министерства здравоохранения Российской Федерации