Цианобактерия способна очищать водоемы от радиоактивных элементов

Сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН обнаружили, что один из видов бактерий способен извлекать из водного раствора радиоактивные элементы — 137Cs, 233U, 239Pu, 241Am, 90Sr и 237Np — и накапливать их в клетках.

Arthrospira platensis под микроскопом© MicrobeWiki

Бактерия Arthrospira platensis известна под названием спирулина. Она принадлежит к цианобактериям, которых называют еще сине-зелеными водорослями. В природе эти нитевидные бактерии плавают в воде тропических водоемов Америки, Африки и Азии, предпочитая воды с высоким pH и высокой концентрацией солей (до 50 г/л). Порой спирулина размножается в большом количестве. В ряде регионов мира спирулина с древних времен использовалась в пищу. Высушенная сине-зеленая водоросль содержит 51–71 % белка. Она продается в виде пищевой добавки и как самостоятельный продукт, применяется также в кормах для домашней птицы и в рыбоводческих хозяйствах.

Приспособленность Arthrospira platensis к высокому солесодержанию и щелочной среде создает возможность для ее высокой устойчивости к тяжелым и радиоактивным металлам и высокой интенсивности метаболических процессов роста клеток в экстремальных условиях. Микроорганизмы способны накапливать тяжелые металлы и радионуклиды за счет процессов биоаккумуляции и биосорбции. При биосорбции происходит физико-химическое взаимодействие металлов с функциональными группами клеточной стенки. При биоаккумуляции металлы накапливаются клеткой и в ряде случаев могут участвовать в ее метаболизме. Исследователи установили, что у Arthrospira platensis преобладает биоаккумуляция радионуклидов, особенно эффективна она в отношении америция-241 и плутония-239. Хотя добавление стронция-90 значительно замедлило рост биомассы, биоаккумуляция и этого элемента достигала 90 %. Исследователи выявили роль полифосфатов в интенсификации метаболических процессов у спирулины, что значительно увеличивает биоаккумуляцию радиоактивных элементов. Отложение полифосфатных гранул в клетке способствует их связыванию в малорастворимых и малотоксичных формах.

Полученные данные показывают перспективность использования спирулины при очистке загрязненных водоемов, в том числе в экстремально щелочных условиях. Подобные объекты с высоким солесодержанием и щелочностью являются значительной проблемой на многих предприятиях добычи и переработки урановой руды. Группа биогеотехнологии и радиоэкологии лаборатории химии технеция ИФХЭ РАН занимается изучением подобных объектов и ищет недорогие высокоэффективные «eco-friendly» подходы для их очистки и снижения их экологического риска.

Статья опубликована в журнале Algal Research   Источник: polit.ru

РИА Новости. Российские врачи под руководством главного внештатного онколога Минздрава России, гендиректора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Андрея Каприна впервые в мире провели перфузию

Способность сперматозоидов двигаться зависит от белка RAC1. Оптимальное количество активного белка повышает конкурентоспособность отдельных клеток, тогда как чрезмерная активность может вызвать

РИА Новости. Масштабное геномное исследование, проведенное в Латинской Америке, позволило впервые выявили гены, влияющие на черты лица. В том числе ученые обнаружили, что ген, определяющий форму губ

Ученые официально  подтвердили  существование нового вида усатых китов, он получил название полосатик Райса (Balaenoptera ricei). Необходимые для этого данные удалось добыть благодаря мертвому киту,

Исследователи Сколтеха и их коллеги провели эксперимент in vitro, в котором продемонстрировали возможность стимулировать рост нейронов в гиппокампе, используя биоразлагаемые нанокапсулы для доставки к

Ученые-физики из университета Базеля, Швейцария, и Рурского университета в Бохуме, Германия, разработали источник единичных фотонов нового типа, который способен вырабатывать в одну секунду миллиарды

РИА Новости. Астрономы подтвердили, что слабый объект 2018 AG37, обнаруженный в 2018 году и получивший имя Farfarout, действительно является самым удаленным объектом из всех наблюдаемых в Солнечной

Липиды – это строительные блоки клеточной оболочки – клеточной мембраны. Помимо своей структурной функции, некоторые липиды также влияют на рост клеток, сообщает пресс-служба Галле-Виттенбергский

Команда ученых во главе с Кеннетом Вёрдаком (Kenneth J.Wurdack) описала вид грибов,  выработавший  необычное приспособление для распространения своих спор. Гриб удивительно точно имитирует облик

Согласно новому исследованию, когда ловчие листья насекомоядного растения венерина мухоловка закрываются, они создают небольшое магнитное поле. Это один из очень редких примеров магнитных полей,

Орнитологи выяснили, что перелетные птицы могут находить дорогу домой из незнакомых мест благодаря умению экстраполировать свое положение на магнитной карте местности.

В центре шарового скопления NGC 6397 астрономы обнаружили целое «кладбище» — множество небольших черных дыр, оставшихся после гибели массивных и древних звезд.

Открытые еще в 1917 году французско-канадским биологом Феликсом д’Эреллем бактериофаги представляют собой крошечные вирусы, проникающие в бактерий и убивающие их. Бактериофаги в изобилии