Ученые разработали нанокапсулы для улавливания вирусов

РИА Новости. Ученые из Германии и США предложили новый подход для борьбы с вирусами. Они создали на основе генетического материала наноловушки, которые задерживают и поглощают вирусы. Авторы считают, что разработанный ими метод будет также действовать против нового коронавируса SARS-CoV-2.

Нанооболочки, построенные по технологии ДНК-оригами, покрытые изнутри связывающими вирус молекулами, работают как вирусные ловушки© Technical University of Munich/Elena-Marie Willner / DietzLab

На сегодняшний день для большинства опасных вирусов нет эффективных антивирусных препаратов. Исследователи из Технического университета Мюнхена, Центра имени Гельмгольца в Мюнхене и Университета Брендайса в США предложили новую стратегию лечения острых вирусных инфекций. Авторы разработали наноструктуры, состоящие из ДНК, которые могут механическим путем улавливать и обезвреживать вирусы.

В 1962 году биолог Дональд Каспар и биофизик Аарон Клуг открыли геометрические принципы, согласно которым строятся белковые оболочки вирусов. Основываясь на этих характеристиках, ученые из Технического университета Мюнхена (TUM) под руководством профессора биомолекулярной нанотехнологии физического факультета Хендрика Дитца (Hendrik Dietz) разработали метод создания из ДНК самосборных объектов размером с вирус.

Исследователи предположили, что если такие нанотела сделать полыми и покрыть изнутри связывающими вирус молекулами, то их можно использовать в качестве вирусных ловушек. Но проблема заключалась в том, что ученые на тот момент не могли создать полые тела такого размера, что бы в их отверстие проходил вирус.

«Ни один из объектов, которые мы создали с использованием технологии ДНК-оригами в то время, не смог бы охватить целый вирус — они были просто слишком малы. Создание стабильных полых тел такого размера было огромной проблемой», — приводятся в пресс-релизе Технического университета Мюнхена слова руководителя исследования профессора Хендрика Дитца.

Авторы решили построить полые тела для вирусных ловушек из трехмерных треугольных пластин, собранных в форме икосаэдра — объекта, состоящего из двадцати треугольных поверхностей. Чтобы пластинки ДНК собирались в более крупные геометрические структуры, края их делали слегка скошенными, а определенное расположение точек привязки на краях пластин гарантировало самосборку.

Изменяя точки привязки на краях треугольников, ученые смогли создать не только замкнутые полые сферы, но и сферы с отверстиями или полуоболочки, которые особенно удобно использовать в качестве ловушек для вирусов.

«Используя точную форму треугольных пластин теперь мы можем программировать форму и размер желаемых объектов и производить объекты, содержащие до 180 субъединиц. Однако путь к этому был довольно трудным, с множеством итераций», — рассказывает Хендрик Дитц.

Новый метод уже протестировали в Институте вирусологии TUM и Центре имени Гельмгольца в Мюнхене против гепатита В и аденовирусов. Результаты показали, что вирусы в культурах клеток надежно блокируются.

«Даже простая полуоболочка подходящего размера показывает заметное снижение активности вируса, — отмечает ученый. — Если же мы поместим внутри пять сайтов связывания вируса, например, подходящих антител, мы уже можем заблокировать вирус на 80 процентов. Если включим больше сайтов, добьемся полного блокирования».

На следующих этапах исследования авторы планируют проверить свою разработку сначала на мышах, а затем и на людях.

Статья опубликована в журнале Nature Materials   Источник: РИА Новости

Ученые из ВНИИ животноводства им. Л. К. Эрнста, Сколтеха, МГУ и их коллеги получили первого в России жизнеспособного клонированного теленка — ему уже исполнился год. Параллельно коллективу удалось

Благодаря космическому аппарату Juno астрономы выяснили, что возникающие на полюсах Юпитера во время полярных сияний вспышки рентгеновского излучения формируются в результате того, что линии

Новое исследование необычных альваресзавров показывает, что они уменьшились в размере около 100 миллионов лет назад, когда в их рационе питания стали преобладать термиты, сообщает пресс-служба

На протяжении коронавирусной пандемии ученых преследует вопрос: почему одни люди, заболевшие Covid-19, вовсе не испытывают симптомов и почти незаметно переносят инфекцию, а другим требуется скорая

Группе исследователей из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology, ETH Zurich) впервые в истории науки удалось сформировать на поверхности

РИА Новости. Австралийским биологам удалось с помощью генной инженерии подавить размножение вируса SARS-CoV-2 в клетках человека. Авторы считают, что предложенный ими метод станет важным шагом в

Молекулярные биологи обнаружили, что скорость развития болезни Альцгеймера напрямую зависит от того, как много в тканях мозга находится сигнального белка иммунной системы интерлейкина-3.

Американские биологи придумали, как отключать гены с помощью так называемых эпигенетических меток – химических модификаций ДНК либо белков, с которыми она связана. Это помогло доказать, что подобные

Исследование, проведенное учеными из Университета здравоохранения штата Юта (США), показывает, что грибок – еще один микроорганизм, обитающий в нашем кишечнике, – наравне с бактериями имеет большее

РИА Новости. Австралийские ученые разработали лекарство, которое может спасти жизнь многим людям, перенесшим инфаркт миокарда. Интересно то, что препарат создан на основе вещества, содержащегося в яде

Ученые разработали наночастицы, способные убивать раковые клетки за три дня. Йод, входящий в их состав, во время облучения высвобождает электроны, которые разрушают ДНК опухоли. Этот способ оказался

Международная команда ученых, в которую входят исследователи и из России, обнаружила остатки генома 33 вирусов в двух образцах льда возрастом почти 15000 лет, взятых с Тибетского плато в Китае.

Астрофизики впервые увидели вспышки рентгеновского излучения, отраженные от задней части черной дыры. Это первое доказательство сценария, предсказанного общей теорией относительности Эйнштейна, но не