Ученые определили ген, управляющий формированием узоров на шкуре кошек

Биологи выяснили, что процесс формирования узоров на шкуре домашних и диких кошек контролируется одним ключевым участком ДНК, геномом Dkk 4. Его повреждение окрашивает шкуру кошачьих в мелкую крапинку.

© Fotolia/ coulanges

«Мы проследили за активностью генов на уровне одиночных клеток зародыша домашних кошек. Благодаря этому мы определили механизм, по которому образуются пятна и полоски на шкуре животных. Центральную роль в этом процессе играет ген Dkk 4, мутации в котором приводят к тому, что шкура кошки приобретает характерный «зональный» окрас», – пишут исследователи.

Британский математик Алан Тьюринг в середине прошлого столетия предположил, что полоски и пятна на шкуре животных возникают в эмбрионе в результате взаимодействий двух сигнальных молекул, которые с разной скоростью распространяются по всему эмбриону. Схожим образом формируются и другие структуры, например пальцы на руках и ногах человека.

Несмотря на видимую простоту этого процесса, генетики подтвердили гипотезу Тьюринга относительно недавно. К примеру, в 2012 году молекулярные биологи под руководством профессора Стэнфордского университета Грегори Барша выяснили, что мутации в гене Taqpep отвечают за то, какой тип узоров – полоски или пятна – появятся на шкуре леопардов и обычных домашних кошек.

Это открытие объяснило природу полосок и пятен, но не дало ответа на вопрос, какие генетические механизмы запускают процесс их формирования и не объяснило того, почему шкура многих диких кошек и их домашних сородичей окрашена равномерным образом или в мелкую крапинку.

Чтобы понять это, молекулярные биологи попытались выяснить, как различается активность разных генов в отдельных клетках зародыша, участвующих в формировании кожи и волосяных луковиц. Ученые провели подобные наблюдения для кошек разных окрасов, после чего сопоставили собранные данные и попытались выделить те гены, чья работа заметным образом отличалась.

Как оказалось, будущая кожа в зародышах кошек состоит из двух разных типов наборов клеток, заметно отличавшихся по размерам, плотности и многим другим свойствам. Впоследствии эти группы клеток превращались в волосяные луковицы, эпидермис и другие компоненты кожи. Изучив различия в активности генов внутри них, ученые обнаружили, что процессом формирования этих скоплений управлял ген Dkk 4.

После того, как ученые повреждали этот участок ДНК, котята теряли полосатый или пятнистый окрас, присущий шести их родителей. Они стали похожими на египетских мау, абиссинских и бирманских кошек, для которых характерен так называемый «зональный окрас». Так ученые называют узор в мелкую крапинку, возникающий из-за наличия чередующихся темных и светлых полос внутри волоса.

Барш и его коллеги надеются, что дальнейшие опыты помогут выяснить механизм влияния гена Dkk 4 на Taqpep и другие участки ДНК, которые определяют окрас кошек. Их изучение поможет биологам понять, как проходила эволюция предков домашних и диких кошачьих, а также выяснить, как эти участки генома заставляют одни и те же клетки вырабатывать пигменты разных цветов на протяжении всей жизни животного.

Статья опубликована в журнале Nature Communications   Источник: ИТАР-ТАСС

Некоторые птицы известны своими замечательными когнитивными способностями. Так, новокаледонские вороны могут делать инструменты из нескольких частей — прежде это считалось прерогативой лишь

Амазония остается одним из самых малоизученных регионов планеты из-за опасностей, которые подстерегают там ученых на каждом шагу: начиная от ядовитых насекомых и членистоногих и заканчивая хищными

РИА Новости. Результаты исследования немецких ученых показывают, что первые самовоспроизводящиеся биомолекулы могли образоваться в микротрещинах базальтов из «правильной» смеси солей, под воздействием

Орнитологи из Смитсоновского института тропических исследований в Панаме, Корнельской орнитологической лаборатории, Колумбийского и Корнельского университетов обнаружили, что почти у 30 % самок

Загадка появления жизни остается неразгаданной, хотя ученые открыли почти все ее основные составляющие. Но условия, при которых зародилась жизнь, пока не вполне ясны. Существует немало гипотез на этот

За десять миллионов лет предки китов превратились из травоядных парнокопытных наземных млекопитающих в хищных и полностью водных китообразных. Протоцетиды — киты геологической эпохи эоцена, которые

Ученые Университетского колледжа Лондона выяснили, что повреждение слизистой оболочки кишечника играет важную роль в развитии ревматоидного артрита. Их открытие указало новый путь лечения данной

Палеонтологи Жан-Бернар Каро (Jean-Bernard Caron) и Джозеф Мойсюк (Joseph Moysiuk) из Университета Торонто и Королевского палеонтологического музея Онтарио  описали  необычное животное, жившее

Ученые из Университета Торонто Скарборо (Канада) изучили окаменелости зубов возрастом около 54 миллионов лет, которые принадлежат особям доисторических приматов вида Microsyops latidens, и обнаружили

Исследователи СПбГУ, Университета LAT (Финляндия) и Университета «Сириус» синтезировали новые люминесцентные наночастицы на основе фторидов редкоземельных металлов иттрия и европия с добавлением ионов

Карнотавр из мелового периода был покрыт смесью из шипов и пластин, которые придавали ему экзотический внешний вид. Особенно удивляет отсутствие у него малейших следов перьев — в последние годы многие

В новом исследовании ученые из лаборатории Себастьяна Клинге предоставляют наиболее подробное представление о том, как маленькие субъединицы рибосом человека собираются вместе, делая их трехмерные

Биологи из МГУ имени М. В. Ломоносова выяснили, как эволюция щупальцевого аппарата морских брахиопод отразилась на строении их нервной системы. Похожий орган, предполагают исследователи, мог быть у

Переход от мелового периода к палеогену ознаменовался потерей примерно 76 процентов всех видов, населявших Землю, а также 80 процентов растений. Исследования показали, что мел-палеогеновое вымирание,

Палеонтологи обнаружили древнюю птицу со столь же удивительным хвостом, что у райской птицы. Никогда прежде у ископаемых птиц не находили такого сочетания рулевых перьев.

Исследователи выяснили, что источником загадочных зеленых вспышек, которые возникают в атмосфере на высоте в 110-120 км от поверхности Земли, служат столкновения пыли и нейтральных частиц в ионосфере