Биологи нашли неожиданное сходство между пчелами-падальщицами, гиенами и грифами

К пчелам относят представителей семи семейств и тысяч видов насекомых. Подавляющее большинство из них вегетарианцы, хотя время от времени могут питаться животной пищей. Лишь отдельные пчелы — падальщики «от природы» и пыльцу вовсе не собирают. К ним причисляются, например, тригоны (Trigona), которые обитают в Южной и Центральной Америке и массами слетаются на трупы животных, быстро объедая их.

Пчелы–«мясоеды» на одной из ловушек, которыми пользовались ученые  © Quinn McFrederick, UCR

Соответственно, изменился и их организм. У этого рода жало почти полностью редуцировано, зато сильно развиты челюсти (мандибулы), с помощью которых пчелы не только едят, но и защищаются. Даже кишечная микрофлора тригон больше напоминает не пчелиную, а микрофлору других известных любителей падали, таких как грифы или гиены.

Профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Куинн Макфредерик (Quinn McFrederick) и его коллеги собрали пчел во время экспедиций в Коста-Рике. Всего получили 159 насекомых из девяти родов, включая тригон. Брюшки насекомых отделяли и измельчали, после чего анализировали состав их рибосомной РНК — точнее говоря, 16S рРНК, которая содержится лишь в клетках бактерий и позволяет идентифицировать их.

У «нормальных» растительноядных пчел состав симбиотической микрофлоры крайне консервативен, личинкам она передается еще при выкармливании, сохраняясь из поколения в поколение. Примерно тот же состав бактерий демонстрируют родственные шмели, которым микробы тоже помогают переваривать растения.

Однако в микрофлоре пчел-падальщиц обнаружили довольно необычные для этих насекомых бактерии, включая Lactobacillus и Carnobacterium. Такие микробы встречаются в кишечнике и человека, и других животных, облегчая переваривание мясной пищи; особенно широко они представлены у падальщиков. Эти бактерии приспособлены к жизни в высококислотной среде, которая неблагоприятна для большинства бактерий, вызывающих гниение.

Любопытно, что откусанные фрагменты плоти пчелы-падальщицы собирают в особые мешочки, примерно как обычные пчелы поступают с нектаром растений. В гнезде животная пища метаболизируется с помощью собственных ферментов насекомых, а также под действием бактерий, превращаясь в нечто вроде меда, которым питается подрастающее поколение падальщиков. По словам ученых, эта субстанция вполне съедобна, хотя состав и происходящие с ней метаболические процессы пока крайне слабо изучены.

Статья опубликована в журнале mBioИсточник: naked-science.ru

Палеонтологи из Музея естественной истории и Портсмутского университета (Великобритания) описали новый род и вид динозавров, жившего примерно 125 миллионов лет назад, по окаменелому образцу,

В окружающем нас мире вода может находиться в гораздо большеv количестве различных форм, чем привыкло считать большинство людей. И недавно ученым из Национальной лаборатории Аргонна (Argonne National

Раки-отшельники пользуются раковинами брюхоногих моллюсков в качестве убежища и укрытия от опасностей. Сегодня известно несколько сотен видов таких ракообразных плюс несколько видов червей, которые

В зависимости от исхода социальных конфликтов, муравьи вида Harpegnathos saltator могут переключаться с рабочего на королевский статус. Исследователи из Медицинской школы Перельмана Университета

Они обладали длинной шеей, были двуногими, питались растительностью и жили около 214 миллионов лет назад на территории «Зеленой земли». В те времена Гренландия впрямь была зеленой — ее покрывала

Молекулярные биологи создали новую генетически модифицированную разновидность ячменя, стойкую к преждевременному прорастанию еще до сбора урожая. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба университета

В вышедшей в журнале Nature статье ученые из Сколтеха (Россия) и их коллеги из четырех десятков научных центров в девяти странах рассмотрели ДНК более 3 тыс. особей нута — популярной в первую очередь

Используя Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO), астрономы обнаружили черную дыру звездной массы за пределами нашей галактики. Результаты этой работы помогут в дальнейшем

Исследовав несколько сотен древних рептилий, палеонтологи выяснили, что чем быстрее те приспосабливались к новым условиям среды, тем выше были их шансы на вымирание. Максимально успешны с эволюционной

Влияние человека и климатических изменений можно заметить даже в самых глубоких и нетронутых частях амазонских джунглей. Рост температуры и понижение влажности меняет местную дикую фауну. Как показала

Международная группа исследователей задокументировала уникальные виброакустические сигналы, которые используют китайские восковые пчелы (Apis cerana)  для предупреждения обитателей родного улья о

Зубастый терпуг, или змеезуб (Ophiodon elongatus) обитает в северо-восточной части Тихого океана, вдоль побережья от Аляски на севере до Калифорнии на юге. Рыба держится у дна и ведет одиночный образ

Происхождение змей — одна из наиболее спорных тем в эволюции позвоночных. В 2015 году палеонтологи рассказали об уникальном открытии из раннего мела в Бразилии как о первой известной змее, сохранившей

РИА Новости. Японские биологи создали первую искусственную геномную ДНК, которая может воспроизводиться и развиваться вне клетки. Ученые смогли запустить процесс экспрессии генов и внеклеточную

Кости животного обнаружили в Бразилии. Он относится к неизвестным видам и был размером с крупную собаку. Несмотря на отсутствие зубов, рептилию отнесли к плотоядным.

Треть жизни мы проводим во сне, но его роль и механизмы по-прежнему недостаточно изучены. Мы много знаем о необходимости сна для перехода информации в долговременную память и его восстановительной