Ученые СПбГУ помогли открыть новый минерал

Группа ученых из Кольского научного центра РАН и Санкт-Петербургского государственного университета открыла новый минерал в якутском месторождении Кестёр в Верхоянском крае, который может стать основой для создания сверхъемких аккумуляторов.

Кристаллическая структура сергейсмирновита образована координационными полиэдрами цинка (голубые), фосфора (оранжевые) и магния (темно-зеленые)© Пресс-служба СПбГУ

Минерал получил название сергейсмирновит в честь известного советского геолога, крупнейшего специалиста в области минералогии рудных месторождений действительного члена АН СССР Сергея Сергеевича Смирнова (1895‒1947).

Минерал сергейсмирновит относится к подгруппе гопеита и имеет в своем составе магний, цинк и фосфор.

Как отметил профессор кафедры кристаллографии СПбГУ и генеральный директор Кольского научного центра РАН Сергей Кривовичев, сергейсмирновит является уже четвертым новым минералом, который удалось обнаружить в Кестёрском оловорудном месторождении.

«В Кестёре в конце 1950-х годов был открыт минерал кестёрит, синтетические аналоги которого сегодня широко используются в солнечных батареях. Изучение минералогии Кестёра возобновилось спустя 50 лет после открытия кестёрита в наших последних работах. Мы уже описали минералы епифановит и батагаит. Подобно этим двум минералам сергейсмирновит образовывался на заключительной низкотемпературной стадии гидротермальной деятельности», — рассказал Сергей Кривовичев.

Гидротермальные процессы — эндогенные геологические процессы образования и преобразования минералов и руд, происходящие в земной коре на средних и малых глубинах с участием горячих водных растворов при высоких давлениях.

Как предполагают ученые, минерал может иметь хорошую протонную проводимость. Благодаря этому свойству синтетические природоподобные аналоги сергейсмирновита могут использоваться в качестве основы для создания сверхъемких аккумуляторов.

«Место, в котором был найден минерал, уникально для советской истории. В конце 1940-х — начале 1950-х годов здесь находился лагпункт Кестёр, где заключенные добывали каситтерит — руду на олово. Неслучайно и минерал сергейсмирновит назван в честь академика Смирнова, получившего в 1946 году Сталинскую премию за открытие якутских месторождений олова. Таким образом, в названиях открытых нами минералов — епифановит, батагаит, сергейсмирновит — одновременно увековечена трагическая история нашей страны (батагаит) и имена ученых-геологов, работавших в Верхоянском крае (епифановит, сергейсмирновит)», — добавил Сергей Кривовичев.

Сергейсмирновит утвержден Комиссией по новым минералам и номенклатуре Международной минералогической ассоциации (заявка 2021‒033), голотипный образец минерала передан в Минералогический музей Санкт-Петербургского государственного университета (номер в каталоге — 19659/1).

Статья опубликована в журнале «Доклады Российской академии наук. Науки о Земле»Источник: Пресс-служба СПбГУ

Исследователи из Сколтеха, МГУ, Научно-технологического университета «Сириус» и Института биоорганической химии РАН исследовали роль двух бактериальных генов, которые помогают поддерживать целостность

Исследование ученых из Университета Западного Онтарио показало, что в период зимней спячки колорадские жуки разрушают митохондрии в собственных мышцах, а пробуждаясь, вновь их восстанавливают.

Палеогенетики прочитали самый старый геном домашней лошади из Америки. Им удалось отсеквенировать ДНК из зуба, найденного в испанском городе раннего колониального периода на Гаити. Ученые подтвердили

Окаменелости плезиозавров, найденные в древнем русле реки в пустыне Сахара позволяют предположить, что некоторые вымершие виды, которые традиционно считались морскими существами, могли обитать и в

Команда исследователей из Сколтеха и Томского политехнического университета применила уникальную технологию, используемую в аэрокосмической промышленности, для синтеза карбида гафния-тантала —

Палеонтолог Ромен Давид (Romain David) из Музея естественной истории в Лондоне выдвинул гипотезу, согласно которой относительный размер полукружных каналов во внутреннем ухе позвоночных зависит от их

Ученые Томского политехнического университета совместно с коллегами из Китая доказали возможность генерации магнитного поля в диэлектриках с низким показателем преломления. К ним относятся стекло,

Китайские физики экспериментально поиграли в квантовую игру Мермина — Переса с помощью гиперзапутанных фотонов. Эта игра представляет собой пример квантовой псевдотелепатии, то есть игры, в которой

Исследователи из Франции разработали инновационного «наноробота» полностью из молекул ДНК. Он поможет тщательнее изучить на микроскопическом уровне механизмы, которые имеют решающее значение для

Израильские физики построили теорию взаимодействия атома с излучением в среде фотонного временного кристалла. Так называют однородный материал, чья диэлектрическая проницаемость периодически меняется

Когда некоторые из магнитных материалов охлаждаются ниже какой-то определенной температуры, происходит нечто интересное. Направления вращения электронов атомов как бы «замораживаются», они застывают,

Согласно теории, далекие транснептуновые объекты ― естественный результат долговременной эволюции Солнечной системы, включающей мигрирующие планеты-гиганты и самогравитирующий планетезимальный диск.

Группа исследователей из Германии и США использует бактериальный биосинтез для производства антибиотика, содержащего фтор, сообщает пресс-служба Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга