Химерные антигенные рецепторы справились с волчанкой

Пять человек с тяжелым аутоиммунным заболеванием — системной красной волчанкой — стали первыми в мире, кто получил новаторскую терапию, использующую генетически измененные клетки. Проведенное в Германии исследование привело к ремиссии заболевания у всех пяти пациентов, которые на момент публикации итогов не принимали лекарства от волчанки от трех до семнадцати месяцев. Врачи говорят, что очевидный успех вселяет надежду на борьбу с другими аутоиммунными заболеваниями, такими как ревматоидный артрит и рассеянный склероз.

3D-модель Т-лимфоцита © fusebulb / Фотодом / Shutterstock

Новый метод основан на применении Т-лимфоцитов с химерными антигенными рецепторами (chimaeric antigen receptor, CAR). Общее название подобных методов лечения — CAR T-терапия. У пациента берутся его собственные Т-лимфоциты, в лаборатории при помощи специально созданного вируса Т-клеткам передается ген определенным образом модифицированного белка — поверхностного рецептора клетки. Данный белок способен избирательно связываться с выбранным антигеном, который связан с болезнью. Первых больших успехов CAR T-терапия добилась в лечении лейкозов и лимфомы. В 2019 году стало известно, что этот метод терапии был успешно использован при системной красной волчанке (в экспериментах на мышах).

Системная красная волчанка развивается, когда иммунная система ошибочно атакует здоровые ткани и органы. Причины болезни недостаточно понятны, но исследователи полагают, что это может быть вызвано вирусными инфекциями, приемом определенных лекарств и изменениями в организме в период полового созревания и менопаузы. Заболевание поражает примерно одного из тысячи человек, причем женщин гораздо больше, чем мужчин. Его трудно диагностировать, потому что симптомы часто вспыхивают и стихают, а также совпадают с симптомами некоторых других заболеваний. Хотя у многих людей волчанка протекает в легкой форме, она может вызывать сильную усталость, повреждение органов и боль в суставах и мышцах. Одним из наиболее частых признаков является характерная кожная сыпь на лице.

Новый метод лечения испытали на себе четыре женщины и один мужчина в возрасте от 18 до 24 лет, которым не помогали существующие методы. Врачи взяли Т-клетки у пациентов с волчанкой и модифицировали их таким образом, чтобы, вновь попав в организм, они атаковали В-клетки этих пациентов. При волчанке В-клетки вырабатывают аутоантитела, которые вместо защиты организма от вторжения патогенов атакуют здоровые ткани. Терапия фактически уничтожила аберрантные В-клетки пациентов и значительно улучшила их состояние. Тяжелые симптомы, включая артрит, усталость, фиброз сердечных клапанов и воспаление легких, исчезли.

Анализы крови пациентов показали, что их В-клетки восстановились примерно через четыре месяца после лечения, но они больше не производили аномальные антитела, и у пациентов не было никаких проявлений заболевания. В статье исследователи предполагают, что терапия привела к «перезагрузке иммунной системы».

«Мы очень рады этим результатам, — сказал профессор ревматологии Георг Шетт (Georg Schett) из Университета Фридриха — Александра в Эрлангене-Нюрнберге, руководивший работой. — Несколько других аутоиммунных заболеваний, которые зависят от В-клеток и проявляют аутоантитела, могут реагировать на это лечение. К ним относятся ревматоидный артрит, миозит и системная склеродермия. Также такие заболевания, как рассеянный склероз, могут быть очень чувствительными к лечению CAR Т-клетками».

Профессор Шетт и его коллеги хотели убедиться, что терапия не ослабит иммунную систему пациентов и не подвергнет их риску заражения. Чтобы проверить это, они оценили реакцию пациентов до и после терапии на несколько вакцин, в том числе против кори, краснухи, эпидемического паротита, гепатита В, столбняка и дифтерии. Иммунные реакции пациентов существенно не отличались после лечения, что позволяет предположить, что оно в первую очередь нацелено на дефектные клетки, вырабатывающие аутоантитела.

Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine Источник: Максим Руссо polit.ru

Международная группа палеонтологов во главе с учеными из Технологического института Вирджинии (США) описала нового зароподоморфа и дала ему имя. Возраст скелета динозавра, который сохранился почти

Физики из 13 стран рассказали о результатах исследования относительной частоты рождения короткодействующих двухнуклонных корреляций в легчайших зеркальных ядрах, содержащих по три нуклона. Данные были

Коллектив учёных из Сколтеха опубликовал серию из трёх работ, посвящённых разным аспектам проникновения морской соли и других солей в мёрзлый грунт, содержащий газовые гидраты — льдоподобные

Группа ученых из Санкт-Петербурга показала, как работают гены на хромосомах типа ламповых щеток — особой формы хромосом, которые появляются в яйцеклетках кур. Оказалось, что с хромосом происходит

Биологи из Университета Флориды и Нью-Йоркского университета (США) определили, что муравьиные королевы значительно увеличивают выработку инсулина, что способствует развитию яиц. Но матки также

Коллектив зоологов из Чили, Аргентины, Германии и США опубликовал описание  нового вида птиц , обитающего на островах Диего-Рамирес, расположенных в проливе Дрейка примерно в 100 км к юго-западу от

Исследователи из Йельского университета (США) обнаружили, что воздействие света на нанопроволоки, созданные биопленочными сообществами бактерий, может увеличить электропроводность в этих природных

Китайские физики заставили бозе-конденсат атомов распределиться по синтетической импульсной решетке, полученной с помощью встречных лазеров с различным набором частот. Такая система понадобилась им,

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать

Ученые МГУ предложили новую молекулярную систему для управления активностью генов. В ее основе лежит искусственно сконструированный комплекс на базе вирусного фермента, способный присоединяться к

В настоящее время науке известны онкогенные мутации в более чем 300 генах, и зачастую возникает необходимость ранжировать их, чтобы определить мишени для основного воздействия при лечении. Но в

Новое исследование на мышах — и небольшое испытание, уже проведенное на людях — открывает перспективы лечения, которое поможет уменьшить когнитивные проблемы у людей с синдромом Дауна.

Испанские исследователи из Университета Овьедо изучили геном медузы Turritopsis dohrnii, известной как «бессмертная медуза». В отличие от родственных видов, эта медуза способна при определенных

Российские ученые предложили микробиологический метод, позволяющий эффективно синтезировать урсодезоксихолевую кислоту — препарат, который широко используется при лечении различных заболеваний печени.

Физики-теоретики обнаружили, что в концентрических кольцах фотонов, которые вращаются вокруг черных дыр, есть конформная симметрия — внешние кольца являются увеличенной копией внутренних. Для этого