Китайские динозавры пришли в упадок за два миллиона лет до вымирания

Китайские геологи и палеонтологи исследовали ископаемую яичную скорлупу динозавров из бассейна Шаньян в Центральном Китае и пришли к выводу, что динозавры в этом регионе переживали упадок на протяжении двух миллионов лет до вымирания. Это исследование подтверждает точку зрения, согласно которой падение астероида всего лишь ускорило исчезновение динозавров.

Динозавры Центрального Китая во время падения астероида. Слева направо: тираннозаврид, гадрозаврид и овирапторозавр на яйцах.© The Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology (IVPP), Chinese Academy of Sciences

Мел-палеогеновое вымирание, которое произошло 66 миллионов лет назад, затронуло множество групп животных, однако получило широкую известность в основном из-за исчезновения нептичьих динозавров. В настоящее время среди ученых преобладает импактная гипотеза вымирания: биосферный кризис вызвало падение астероида диаметром около десяти километров (но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой вымирание вызвал вулканизм на Индийской плите). Однако мнения палеонтологов расходятся насчет деталей исчезновения динозавров: одни специалисты считают, что их вымирание было внезапным (1, 2, 3), другие — что эта группа уже переживала упадок и импактное событие просто ускорило их исчезновение (4, 5, 6). Спор осложняется тем, что подробная и непрерывная палеонтологическая летопись наземных позвоночных в конце мела — начале палеогена известна только для Северной Америки и может не отражать положение дел в остальном мире.

Фэй Хань (Fei Han) из Китайского университета наук о Земле и его коллеги детально изучили состояние позднемеловой динозавровой фауны в Центральном Китае. При помощи магнитостратиграфии, циклостратиграфии и биостратиграфии исследователи установили возраст горных пород бассейна Шаньян (Shanyang) в Восточном Циньлине с точностью до 100 тысяч лет. Оказалось, что бассейн содержит непрерывные отложения возрастом от 71,7 до 64,6 миллиона лет, то есть охватывает конец мела и начало палеогена. При этом найденные здесь ископаемая яичная скорлупа и целые яйца динозавров происходят из отложений возрастом от 68,2 до 66,4 миллиона лет (кроме того, в этих отложениях также найдены кости гадрозаврида, зауропод и теропод, включая неизвестного тираннозаврида).

Ученые проанализировали более 1000 образцов ископаемой скорлупы и яиц динозавров и определили, что они относятся всего к трем оотаксонам: Macroolithus yaotunensis, Elongatoolithus elongatus и Stromatoolithus pinglingensis. Первые два оотаксона относятся к Elongatoolithidae и, скорее всего, принадлежат небольшим тероподам овирапторозаврам, в то время как S. pinglingensis приписывают гадрозавридам. Согласно предыдущим работам, в более ранних отложениях других бассейнов Восточного Циньлина разнообразие оотаксонов и таксонов динозавров выше.

Результаты ученых говорят о низком уровне разнообразия динозавров в этом регионе на протяжении почти двух миллионов лет перед самым вымиранием. Этот упадок исследователи предварительно связывают с климатическими изменениями в конце мелового периода.

По мнению авторов, чтобы окончательно решить спор о вымирании динозавров, необходимо увеличивать выборку таксонов, ее пространственно-временной охват, а также использовать высокоточное датирование окаменелостей. Фэй Хань и его соавторы считают, что их исследование — важный шаг в этом направлении.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of SciencesИсточник: Семён Морозов nplus1.ru

Международная группа палеонтологов во главе с учеными из Технологического института Вирджинии (США) описала нового зароподоморфа и дала ему имя. Возраст скелета динозавра, который сохранился почти

Физики из 13 стран рассказали о результатах исследования относительной частоты рождения короткодействующих двухнуклонных корреляций в легчайших зеркальных ядрах, содержащих по три нуклона. Данные были

Коллектив учёных из Сколтеха опубликовал серию из трёх работ, посвящённых разным аспектам проникновения морской соли и других солей в мёрзлый грунт, содержащий газовые гидраты — льдоподобные

Группа ученых из Санкт-Петербурга показала, как работают гены на хромосомах типа ламповых щеток — особой формы хромосом, которые появляются в яйцеклетках кур. Оказалось, что с хромосом происходит

Биологи из Университета Флориды и Нью-Йоркского университета (США) определили, что муравьиные королевы значительно увеличивают выработку инсулина, что способствует развитию яиц. Но матки также

Коллектив зоологов из Чили, Аргентины, Германии и США опубликовал описание  нового вида птиц , обитающего на островах Диего-Рамирес, расположенных в проливе Дрейка примерно в 100 км к юго-западу от

Исследователи из Йельского университета (США) обнаружили, что воздействие света на нанопроволоки, созданные биопленочными сообществами бактерий, может увеличить электропроводность в этих природных

Китайские физики заставили бозе-конденсат атомов распределиться по синтетической импульсной решетке, полученной с помощью встречных лазеров с различным набором частот. Такая система понадобилась им,

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать

Ученые МГУ предложили новую молекулярную систему для управления активностью генов. В ее основе лежит искусственно сконструированный комплекс на базе вирусного фермента, способный присоединяться к

В настоящее время науке известны онкогенные мутации в более чем 300 генах, и зачастую возникает необходимость ранжировать их, чтобы определить мишени для основного воздействия при лечении. Но в

Новое исследование на мышах — и небольшое испытание, уже проведенное на людях — открывает перспективы лечения, которое поможет уменьшить когнитивные проблемы у людей с синдромом Дауна.

Испанские исследователи из Университета Овьедо изучили геном медузы Turritopsis dohrnii, известной как «бессмертная медуза». В отличие от родственных видов, эта медуза способна при определенных

Российские ученые предложили микробиологический метод, позволяющий эффективно синтезировать урсодезоксихолевую кислоту — препарат, который широко используется при лечении различных заболеваний печени.

Физики-теоретики обнаружили, что в концентрических кольцах фотонов, которые вращаются вокруг черных дыр, есть конформная симметрия — внешние кольца являются увеличенной копией внутренних. Для этого