На чемпионате России получила два серебра — в команде и за упражнения на брусьях. Почти добилась золотой награды. Но в спорте «почти» — не медаль. Олимпийская чемпионка Виктория Листунова вышла на официальный помост чемпионата России по спортивной гимнастике после семи месяцев реабилитации. Проходит в карьере стадию «режима ожидания» во всех смыслах.
…Шел, кажется, второй год отстранения наших спортсменов от международных стартов. То есть была середина укороченного олимпийского цикла в силу переноса Токио-2020. Для нашей спортивной гимнастики те Игры стали триумфальными. И юная Вика (которая влетела в олимпийскую сборную в 16 лет как раз из-за пандемии, могла ведь в Токио на помосте и не появиться из-за возрастного ценза) после победы была полна желаний и амбиций. Теперь уже олимпийская чемпионка знала: ее уровень должен повышаться, несмотря ни на что.
Тогда, уже в отстранении, она и сказала: «Я не боюсь шагнуть куда-то за привычные стандарты». И шагала. Но случились две травмы. И два длительных этапа восстановления тоскливо диктовали свое: начинай сначала. После первых 8 месяцев восстановления, пропустив Игры БРИКС, но помогая на них девочкам советами и даже в подготовке снаряда (чтобы хотя бы так не выпадать из соревновательной атмосферы) в декабре прошлого года Вика вышла на старт Кубка Воронина. А через два месяца улетела в Италию на первый этап клубного чемпионата страны, прошла многоборье в одни баллы с олимпийской чемпионкой Немур. Но до второго этапа уже не добралась: разрыв ахилла, срочная операция.
Все, что не убивает, делает нас сильнее. Это любят повторять в спорте. Отсутствуя на стартах, Виктория скупо отчитывалась в сетях о том, как идет реабилитация. Таились за той скупостью большой нудный труд и море надежд. При встречах улыбалась: все идет своим чередом, работаю. Психологическая поддержка? Может быть, и стоит подумать, но вообще научилась собой управлять, справляюсь. Цель, о которой начала говорить уже летом, была поставлена: вернуться к чемпионату России-2025 и пройти хотя бы два снаряда.
В Сириусе удалось выступить только на одном: брусьях. На чемпионате России олимпийская чемпионка очень хотела вернуться к золоту. Но — не случилось даже в команде: серебро. Второе место завоевала Листунова и в финале упражнений на брусьях. И могла в него вообще не попасть — плохо исполнила комбинацию в квалификации. Потом прятала лицо от камер. Не сдержалась, плакала. А в финале (все же оказалась в нем восьмым номером) показала более сложную комбинацию (с 6,0 подняла базу до 6,3). Но оценочными судейскими крохами (0,033 балла) проиграла в итоге Ангелине Мельниковой.
- Вика, после брусьев в финале ты внешне радовалась. Но золото было таким близким, а ожидание официального старта — столь долгим. Накрыли сумбур эмоций, досада или все разложилось, как надо?
- Скорее, все же на первом месте была радость, что выполнила программу от начала и до конца. Это и было главной целью. Исправила неточности, показала, что, например, ошибка на соскоке, которую допустила в первый день — совсем не норма для меня. Досада есть до сих пор, но понимаю, что подготовилась, как смогла в силу обстоятельств. Конечно, теперь буду увеличивать базу, дорабатывать. Пока это была неполноценная база.
- Эмоции не всегда удается удержать в себе даже титулованным. Ты очень расстроилась после квалификации. Но слезы в зале — это ведь и уровень амбиций? Я к тому, что не стыдно.
- Об этом не думаешь, конечно. Бывает, что обида прямо захлестывает. Помню, на одной из контрольных тренировок, когда боролась с проблемами со спиной, совсем ничего не удавалось. На контрольной тренировке два раз снесло со снаряда, расстроилась безумно…
- Какие в этот момент мысли: «никогда больше» или «да пошло оно все»?
- Нет: «Делала, делала, а тут — такое!». Недоумение накрывает: «Как это?».
- Разрыв ахиллова сухожилия, который случился в феврале, в гимнастике — удар наисильнейший. История Артура Далалояна с той же проблемой всем памятна. Но и ты удар держишь. Буквально через какие-то дни после операции уже была в зале на «Круглом», на одной ноге делала, что могла.
- Я Артура, конечно, вспоминала. Он смог, а я — что? Да и времени на восстановление у меня было побольше. Получилось, что я через пять дней после операции вернулась на сбор, с которого меня и увезли, он еще шел. Была уже в «сапоге» и с четкой программой реабилитации. Ноги были, конечно, совсем разные, больную приходилось растягивать вручную, это делали врачи и инструкторы в кинике, где курсами я проходила восстановление. С ортезом в зале было сложно что-то делать, но надо было держать себя хотя бы в какой-то форме, выполняя элементарные упражнения.
Конечно, сейчас все уже иначе, но нужно еще набирать силу во всем. У нас такой вид спорта, где на каждом снаряде что-то добавляется в упражнениях. Я и вольные делаю, чтобы работать функционально, упражнение на бревне готовила, хотела выступать и в этом виде на чемпионате России. Но доктор попросил, так скажем, не торопиться. Так одни брусья и остались.
- После столь микроскопического проигрыша превалирует: «виноватая я» или, «какое счастье, что медаль»?
-Наверное, 50 на 50. Были в финале на брусьях некоторые ошибки, которые повлекли, видимо, максимальные сбавки, несколько перелетов сделала на согнутые руки. И я знаю, почему это произошло: зажалась, не так свободно пошла на исполнение. Но тут один метод исправления: буду работать, есть к чему стремиться. А вообще я стараюсь отпускать плохое. Хотя по юности бывало, что никак с чем-то не хотела смириться. Такое, что грызу себя, и сейчас бывает. Но это не просто зря, а и вредно, стараюсь останавливаться. От чрезмерно сильного желания выиграть выходит только хуже, нельзя себя загонять в угол. Не зря на базе мы моделируем: первый подход — разминочный, второй — соревновательный. Мозг ведь тоже тренируем.
- Да и опыта тебе не занимать. Хотя в 20 лет у кого-то все только начинается…
- Спортсменок в возрасте, конечно, по гимнастическим меркам, уже много. Про Оксану Чусовитину я не говорю, она уникальна, второй такой может и не быть вообще в истории. Той же Ребеке Андраде (двукратная олимпийская чемпионка) — 26 лет, Симоне Байлз (семикратная олимпийская чемпионка) — 28 лет. Все видят, что это их никак не останавливает на помосте.
- Ты успела до травмы выступить в клубном чемпионате в Италии, вышла на международный старт, можно сказать, первой из гимнастов. Народ тогда, не разобравшись, начал обсуждать, что Листунова переходит выступать за Италию. Смешно было?
- Не смешно. Если честно, в первый момент просто даже в замешательстве была. Вроде бы все понятно — клубные соревнования, я не меняю гражданство, в таких турнирах многие наши гимнасты из мужской сборной выступали, Геля Мельникова выступала. Вообще, конечно, реакция бывает, как…
- Флюгер.
- Да. Люди, например, пишут: почему наших не пускают, им надо выступать! И вот выходит новость, что есть возможность поехать: чего ты туда едешь? Но, думаю, просто случилось все это в очень сложное время. Вот многие и оказались взбудоражены: она уходит!
- Чемпионат мира, к которому наши спортсмены допущены, пройдет без тебя…
- У меня все еще нет нейтрального статуса. Включен снова режим ожидания. Неделю назад подали новую заявку (на первую пришел отказ). Самое неприятное — наверное, то, что неизвестность всегда напрягает. Отказ пришел тогда, когда я видела цель: только получила травму, но знала, что впереди чемпионат мира, надо к нему восстановиться. И ведь по срокам реабилитации врачи говорили: к чемпионату мира — все нормально будет, даже не переживай. И — шок отказа. Может, кто-то и готов был к такому, я — нет. Сейчас просто жду. И готовлю многоборье, надеюсь, покажу его уже в конце ноября на Кубке Воронина. Верю, что вернусь так, как хочу.
…Просто один миг из ее будней. Знаете, какой, например, тест для допуска к полноценным тренировкам сдавала Виктория после последнего курса реабилитации? Тройной прыжок на одной ноге. Сначала — на здоровой, потом — на травмированной. Нужно было, чтобы результат был одинаковым. Врачам нужно было увидеть подтверждение восстановления функций. Олимпийской чемпионке Виктории Листуновой теперь нужно большее. Похоже, от тех самых «шагов за привычные стандарты» она не готова отказаться. Обещать в спорте опасно, но есть желания, которые заставляют работать на цель весь организм. Да и режим ожидания когда-нибудь ведь должен прерваться?