МОК словно проснулся и пообещал обязать международные федерации обеспечить доступ к олимпийской квалификации для «всех атлетов». Еще решил вспомнить, что должны быть в спорте и политическая нейтральность, и соблюдение прав каждого спортсмена. Причем не когда хочется и как кому хочется, по домыслам и желаниям, а по существующим законодательным нормам. А тут и повод для проверки строго озвученного Международным олимпийским комитетом подоспел: наши пловцы не примут участия в чемпионате Европы на короткой воде: Польша не дает визы. Вот прямо теперь интересно, а коротки ли руки у МОК?
Президент Федерации водных видов спорта России (ФВВСР) Дмитрий Мазепин заявил, что россияне не смогут выступить на чемпионате Европы по плаванию на короткой воде по политическим причинам: «Не потому, что нас не допускают, а потому, что сама Польша не пускает российских спортсменов». (Турнир пройдет в польском Люблине 2–7 декабря, Международная федерация водных видов спорта давно уже разрешила российским спортсменам выступать на своих стартах в нейтральном статусе.)
Президент ОКР Михаил Дегтярев после нового ущемления прав наших спортсменов уже анонсировал: «ОКР направит ноту президенту МОК Кирсти Ковентри с требованием дать оценку действиям Польши и принять в отношении нее меры, аналогичные тем, что были применены к Индонезии».
А для Индонезии случилась вообще-то жесть со стороны МОК. Не совсем ожидаемо, даже, можно сказать, вовсе не ожидаемая. Прямо сейчас там идет чемпионат мира по спортивной гимнастике без участия представителей Израиля, которым было отказано в визах. Индонезийские власти не выдали их делегации страны. Причем предупреждали об этом заранее, решение не было спонтанным или связанным с каким-то бюрократическими проволочками. То есть вполне такая официально прошедшая акция случилась.
В FIG, под чьей эгидой проходит турнир, заявили, что позицию Индонезии «приняли к сведению». Еще подчеркнули, что у них нет прав для того, чтобы повлиять на выдачу въездных виз в Индонезию, поэтому отказ властей выдавать визы израильтянам полностью выходит за рамки компетенции организации.
А обиженная сторона подала апелляции на решение властей Индонезии в CAS. Но Спортивный арбитражный суд ничего, правда, не изменил и никаких срочных мер не принял. В апелляции федерация Израиля утверждала, что устав FIG обязывает исполнительный комитет организации принимать решение в случае, если въездные визы не выдаются всем участвующим делегациям. А отсутствие решения представляет собой отказ в правосудии, что создает ситуацию дискриминации в отношении ассоциации-члена. Еще одна апелляция была подана от имени шести спортсменов с требованием обязать FIG принять необходимые меры, гарантирующие участие сборной Израиля в чемпионате мира. Или же перенести или отменить турнир. Положительного ответа не случилось.
А вот МОК забеспокоился. И напомнил о том, что «принципиальная позиция МОК предельно ясна»: все, кто имеет право участвовать в турнире, должен участвовать. Иначе это не соответствует Олимпийской хартии и «основополагающим принципам недискриминации, автономии и политического нейтралитета, регулирующими олимпийское движение». И принимающая страна, организатор и непосредственно заинтересованные спортивные организации несут «прямую ответственность за полное соблюдение этого принципа».
Потом МОК выразил сожаление: потому что, как утверждала его пресс-служба, организация «на всех уровнях» обратилась к Международной федерации гимнастики, члену МОК в стране, Национальному олимпийскому комитету и правительству Индонезии, чтобы «содействовать решению проблемы». Но решение найдено не было.
А теперь, даже не дождавшись окончания чемпионата мира, который идет на самом деле всего неделю, МОК сам принял решения. Звучат жестко и довольно долгоиграюще.
МОК призвал прекратить любые формы диалога с НОК Индонезии о проведении будущих Олимпийских игр, юношеских Олимпийских игр, олимпийских мероприятий. А ведь еще весной индонезийские руководители спорта объявили: страна подаст заявку на проведение Игр в 2036 году, это будет первая в ее истории Олимпиада. И за шесть лет до предполагаемых взрослых Игр Индонезия хотела еще провести и юношеские Олимпийские игры.
Теперь МОК пресекает даже разговоры на эту тему и рекомендует всем международным федерациям не проводить никаких международных спортивных мероприятий или встреч в Индонезии. Есть оговорка: до тех пор, пока правительство не предоставит международным федерациям достаточные гарантии въезда в страну всех участников, независимо от гражданства. И все это «в соответствии с Олимпийской хартией и основополагающими принципами недискриминации, автономии и политического нейтралитета, которые регулируют олимпийское движение».
И даже больше: МОК считает необходимым обязать теперь все федерации обеспечить доступ к олимпийской квалификации «всем атлетам» и обещает «адаптировать» положения своего регламента олимпийской квалификации под принципы политической нейтральности и соблюдение прав каждого спортсмена. А руководство НОК Индонезии и Международной федерации гимнастики вызвано в штаб-квартиру МОК в Лозанне. Ситуация требует дополнительного обсуждения.
И вот на фоне этого – абсолютно правильного и справедливого разворачивания событий от МОК – новая история со старыми вводными для российских спортсменов. Только что гремели призывы к бойкоту стартов в лыжных видах, если вдруг головная организация осмелится и допустит наших спортсменов в нейтральном статусе к соревнованиям. Только что некоторые представители скандинавских стран так и говорили: а пофиг нам любое решение, даже если вдруг положительное, никого не пустим, видеть не хотим…
Теперь Польша закрывает дверь нейтральным спортсменам. «В случае с Польшей мы пока что не видим даже формального осуждения. Это очевидные двойные стандарты. Мы ожидаем от МОК последовательности в защите олимпийских принципов и права спортсменов на равное участие в международных соревнованиях», – уже заявил Михаил Дегтярев.
Истории действительно разворачиваются параллельно. И после нынешних заявлений МОК любые отказы любой страны в выдаче визовых документов будут звучать вызовом. Прежде всего – как раз для МОК. Индонезия оказалась наказана очень строго: не предупреждением, не угрозами: «еще раз – и всего лишим», а сразу жесткими ограничениями. Теперь хочется понять: это отдельно взятая порка или реальное желание МОК вернуть какую-то систему в созданный хаос. Пусть даже и созданный им самим.