Обнаружена необычная массивная галактика в ранней Вселенной

Международная группа астрономов во главе с учеными из Университета Калифорнии в Риверсайде (США) обнаружила необычную галактику, существовавшую около 12 миллиардов лет назад, когда Вселенной было всего 1,8 миллиарда лет. С помощью Обсерватории У. М. Кека на Гавайях команда обнаружила, что галактика, получившая название XMM-2599, образовала звезды с высокой скоростью и затем умерла, сообщает пресс-служба обсерватории.

Этот набор изображений показывает возможную эволюцию XMM-2599 от массивной пыльной галактики, образующей звезды (слева), до неактивной красной галактики (в центре), а затем, возможно, превращения в галактику с яркими скоплениями (справа).© NRAO/AUI/NSF/B. Saxton; NASA/ESA/R. Foley; NASA/StScI.

«Еще до того, как Вселенной исполнилось два миллиарда лет, XMM-2599 уже сформировала более 300 миллиардов солнц, став ультрамассивной галактикой», – говорит Бенджамин Форрест (Benjamin Forrest), научный сотрудник Отдела физики и астрономии Калифорнийского университета в Риверсайде, ведущий автор исследования.

Исследователь добавляет, что XMM-2599 сформировала большинство своих звезд, когда Вселенной было меньше миллиарда лет, а затем – примерно через 800 миллионов лет – стала неактивной.

Теоретические модели предсказывают, что ультрамассивные галактики – такие, как XMM-2599, – могли существовать в молодой Вселенной, хоть их было и очень мало. Согласно тем же моделям, подобные галактики должны активно образовывать звезды. Однако XMM-2599 – интересное исключение из правил. Во-первых, она очень массивная для первых галактик. Во-вторых, после активного периода звездообразования она резко перестала формировать новые звезды. Но почему – на этот вопрос пока нет ответа. Ученые предполагают, что процесс звездообразования остановился, потому что в галактике закончилось «топливо» или активировалась черная дыра.

Исследовательская группа обнаружила, что на пике своей активности XMM-2599 в год производила звезды, общая масса которых превышала 1000 солнечных масс. Это чрезвычайно высокий уровень звездообразования.

Эволюционный путь XMM-2599 пока неясен. Ученые увидели галактику в уже неактивной фазе и что произошло с ней к сегодняшнему дню (спустя более 11 миллиардов лет) – пока неизвестно. Одно известно точно: галактика не могла потерять массу. А что происходило вокруг нее? Может быть, со временем эта галактика притянула своей гравитацией близлежащие звездообразующие галактики, образовав яркий кластер.

«Возможно, в течение последующих 11,7 миллиардов лет космической истории XMM-2599 стала центральным членом одного из самых ярких и массивных скоплений галактик в локальной вселенной, – отмечает один из авторов исследования, Майкл Купер (Michael Cooper), профессор астрономии в Калифорнийском университете в Ирвине (США). – Как альтернативный вариант, она может продолжать существовать в изоляции».

Не исключает ученый и третьего сценария,  нечто среднего между первым и вторым вариантами развития событий.

Статья опубликована в журнале Astrophysical Journal   Источник: scientificrussia.ru