loader
Срочные новости раздела

"Митек" Дмитрий Шагин: "Пили с Цоем портвейн из горла"

К 35-летию арт-группы ее лидер вспомнил былое

«Митьки» — не просто арт-группа, а целое всемирное движение, объединяющее художников, писателей, музыкантов и всех «сочувствующих». В этом году исполняется 35 лет с момента его появления. Митьковская философия вроде бы стара как мир: она о добре, красоте и милосердии. Но форма ее выражения настолько самобытна, что все эти годы остается, как модно сейчас говорить, в тренде. Митьки не хотят никого победить. Все Митьки — сестренки и братишки. У Митьков — своя лексика, описанная в одноименной книге Владимира Шинкарева. Свой стиль в одежде — полосатые матроски. Основатель и лидер движения Дмитрий (Митя) Шагин уже давно стал символом Петербурга, не менее известным, чем крейсер «Аврора». В начале юбилейного года мы встретились с ним в его студии-мастерской, которую чуть было не отняли власти.

Митя Шагин — само радушие и открытость. Про таких говорят «рубаха-парень», и это тоже часть философии митьков. Встречает, как всегда, в матроске. Сразу предлагает чай с конфетками, показывает студию. Не так давно одну из комнат он переделал в кабинет Володи Шарапова: стены драпированы черной тканью, в центре — стол с лампой и советским телефоном, на вешалке — исторические милицейские фуражки. Колоритно! Как будто и правда в кабине следователя — на допросе. Здесь и происходит наш разговор…

На красный террор ответили белой горячкой

— Начнем с начала: 1985 год, рождение «Митьков». Как это произошло?

— В 1985 году была первая квартирная выставка с названием «Митьки». До этого было много выставок. Немногим раньше, в 1984-м, Владимир Шинкарев выпустил в самиздате книгу «Митьки». Из этой книги название и перешло в нашу компанию.

— Кто в тот момент входил в арт-группу?

— В первой выставке участвовали Шинкарев, Флоренский, братья Тихомировы, Андрей Филиппов, Андрей Кузнецов, Саша Горяев, Алексей Семичов, Игорь Филиппов и я.

— Это был апрель 1985 года, когда Горбачев пришел к власти. Чувствовались перемены?

— Никто не знал, что будет перестройка. Мы работали на котельных, и первая выставка была в дворницкой Сергея Чекменева, моего одноклассника по художественной школе. Это был совершенный андеграунд. Поэтому и книжка была самиздатовская. Официально выставки у нас проходили два раза в год, во Дворце молодежи и ДК Кирова, в рамках Товарищества экспериментальных выставок (ТЭВ — независимое объединение ленинградских художников, созданное в конце 1975 года по инициативе художника Юрия Жарких. — М.М.). Там, конечно, была цензура — ее отменили только в начале 1987-го. Так что изменение политики в отношении художников я отсчитываю именно с этого момента.

— А как же песня Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца»? Он, кстати, тоже пересекался с «Митьками»…

— Она появилась позже. Тогда у него были песни вроде «Мои друзья идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков». Или: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Цой к нам, конечно, приходил, выступал на официальной выставке в Доме ученых, куда ехать на перекладных. Он к нам приехал вместе с гитаристом Каспаряном — замечательный концерт был. Репертуар — про братков и сестренок.

Первый концерт, когда Цой запел про перемены, был во Дворце молодежи, когда они вышли все в черном, спустя несколько лет. А в 1985 году Цой приходил и в мастерскую к Флоренскому — даже где-то есть такая запись: «Цой у митьков». Тогда уже вышел «сухой закон», о котором сложилась поговорка: «На горбачевский красный террор митьки ответили белой горячкой». А однажды мы с Цоем в туалете в Доме ученых, запершись в кабинке, пили портвешок из горла. Он тогда меня спросил: «Митя, а как бы мне в котельную устроиться?» Я объяснил, что без «корочки» могут взять на угольную котельную. После этого и появилась знаменитая «Камчатка».

— А ты сам тогда в котельной работал?

— Конечно, вовсю работал. Но в 1989 году меня выкинули из котельной. Буквально через год я вступил в Интернациональную федерацию артистов — аналог Московского горкома художников. И у меня появилось удостоверение, что я профессиональный художник.

«Нам нужен мир, желательно — весь»

— Да, так вот про тельняшку. Я почему начал осмысливать и узнавать про отца? Чтобы понять, откуда идет тельняшка? Бывает, художник придумает что-то, а откуда идет смысл, не знает. Я предложил всем митькам одеться в тельняшки и сфотографироваться. Как известно, у тельняшки две полосы — белая и синяя. Это для меня такой «инь-ян». Я придумал пожелание, чтобы белые полоски были пошире, чтобы было побольше в жизни светлых дней. А потом выяснилось, что на дореволюционных тельняшках белые полосы были в четыре раза шире…

Собственно, наш главный лозунг: «Митьки никого не хотят победить». Помню, как-то приехали музыканты — Джоанна Стингрей, Цой, Курехин. Джоанна привезла футболки — там было написано что-то вроде «спасем мир». Я им тогда сказал: ребята, нам нужен мир, желательно — весь. Окончание лозунга было таким: митьки всегда будут в дерьмище и в проигрыше, но этим они завоюют весь мир. Смысл был в том, что мир спасет не агрессия, а любовь. Такая незлобивость и самоирония очень понравились людям. И уже к 1988 году митьки появились не только в России — например, ко мне приезжал представитель болгарских митьков.

— А сейчас их сколько?

— Да никто не знает, везде есть свои митьки. На Украине, например, есть «дымытрики». Не знаю, конечно, что сейчас там происходит. В 2013 году я был на 11-м фестивале митьковских песен в городе Николаеве. И я их спрашиваю: вы, что ли, «дымытрики»? Нет, говорят, мы митьки, а «дымытрики» — это на Западной Украине. То есть везде они свои. В Финляндии, знаю, есть «миткат» — митьки по-фински. Они есть свои в каждом городе, в Москве тоже. Коля Полисский — он как раз представитель московских митьков.

— А в дальних краях, в Америке или Франции, есть митьки?

— Везде, куда мы приезжали с выставками, есть свои митьки, которые разделяют наши взгляды. Но уже многих и нет — например, в Нью-Йорке был Костя Кузьминский, он уже ушел из жизни. Да и мы не юноши…

«На старости лет я стал кинорежиссером»

— Как ты вообще стал художником?

— Я уже заговорил про моего отца. Мои родители — Владимир Шагин и Наталья Жилина — были неофициальными художниками, они входили в Орден нищенствующих живописцев. Эта компания сложилась в конце 50-х годов, поэтому моими игрушками с детства были кисточки и краски. Когда отца посадили, мама меня отдала в ЦХШ при Академии художеств. Так моряком я и не стал.

— А потом?

— А потом я закончил ЦХШ и стал кочегаром. Вообще, мама мечтала, чтобы я был кинорежиссером. Но в те годы, не являясь комсомольцем, я не мог поступить во ВГИК или еще куда-то. Конечно, я изучал кинематографию по книгам, мы с мамой ходили в кинематограф, где показывали классику. В результате на старости лет я стал кинорежиссером. Скоро у меня будет премьера фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия». О том, что могло бы быть с Шараповым, когда он переехал в Ленинград. По Вайнерам, он рассорился с Жегловым.

— Книга от фильма ведь отличается…

— Отличается. Мы делали выставку «Был один, который не стрелял»: были переделаны кадры из фильма таким образом, что митьки перепрыгивают забор и увозят Левченко в деревню. Вайнеру это очень понравилось, была мысль и продолжение сделать. Вайнер, кстати, нас спросил: «Помните, как в книжке-то было, вы книжку-то читали?» Было очень неудобно, потому что мы не читали. Но в результате прочел — оказалось, что книга действительно очень интересная.

Главная идея у Вайнеров — в том, что наступит эра милосердия. И она созвучна нашей. Митьковская философия — добра, позитива, радости — исподволь действует на людей. Не все даже знают, что они митьки. Вот фильм сейчас еще посмотрят и поймут. Действие происходит в послевоенное время в Питере. Главные герои — два питерских дворника, дядя Митяй и дядя Миняй. Они, собственно, помогают Шарапову.

— А фильм будет в широком прокате? Где его смотреть?

— Здесь у нас будет премьера для друзей — планировали сделать еще минувшей осенью. Сейчас мы доделываем, работаем с композитором Андреем Суротдиновым — это скрипач «Аквариума». У нас играют Слава Бутусов, Олег Гаркуша, из актеров — Александр Баширов, Игорь Солодкевич. В женских ролях — Женя Любич, Наталья Фиссон, Татьяна Колганова. Потом покажем друзьям в Москве.

«Ничего плохого, кроме хорошего»

— Да уж, Интернет стремительно меняет нашу жизнь. Хочется снова оглянуться назад. Какими для митьков были 1990-е? Временем бескрайней свободы?

— Пик митьков как раз был в 1990 году, когда Макаревич организовал нашу выставку в Московском дворце молодежи. Был концерт «Аквариума», и Макаревич участвовал, и группа «Ять» пела на стихи Олега Григорьева. Было такое стечение народа, что даже пригнали конную милицию. Это был суперуспех. В 1990-м же вышел советско-бельгийский фильм Учителя «Митьки в Европе», позже вышел мультфильм «Митькимайер» — это начало 90-х. Но пьянство оказалось несовместимым с жизнью, и в 93-м году я бросил пить. Это был переломный момент.

В 2000-е уже начали нас изучать и в истории искусств, диссертации защищались, книги были выпущены… Недавно в Америке вышла большая научная монография. А в 90-е, кстати, пластинки «Митьковские песни» выходили миллионными тиражами — на нас кто-то очень хорошо заработал. И еще появился фильм, автором которого я был: «Митьковские песни на крейсере «Аврора», это 1996 год. В 1996 году был организован наш творческий центр «Митьки-ВХУТЕМАС» на улице Правды. Место, где мы сейчас находимся, на улице Марата, — это выданное вместо того. А оттуда нас в свое время выгнали.

— Почему?

— В 1996 году тогдашний мэр Собчак дал нам мансарду. Он считал, что мы должны быть в мансарде, как художники в Париже, со своей романтикой. А в 2000-х оказалось, что мансарды — это пентхаусы, которые скупают богатые люди. И нас оттуда выкурили. Причем нас выгоняли вооруженные люди. Но даже хорошо, что был такой скандал: на нашу защиту встало много людей. В результате тогдашний губернатор Матвиенко выдала нам помещение, в котором мы находимся сейчас. Это 2006 год.

— Вас хотели и отсюда выгнать...

— Когда пришел другой губернатор, нас сразу стали выгонять. В результате три-четыре года назад был расторгнут бессрочный бесплатный договор, оформленный при Матвиенко. В сентябре прошлого года обманным путем нам вручили бумагу, в которой я расписался, — о том, что до 30 сентября 2019 года надо съезжать. Я стал паковать картины, памятуя о том, что было в 2005 году, (тогда реально выкидывали картины, портили: мол, митьки — не Ван Гог и не Пикассо, им место на помойке). Зашел к моим друзьям послушать музыку — слушали Маккартни и «Битлз». Время было позднее, вышли на лестницу, а сосед снизу кричит: «Выключите музыку!» Потом меня увидел: «Ой, Дмитрий Владимирович, это вы!» И спросил, как у нас с помещением. Я говорю: «Все, расписался, что обязуюсь выехать». И этот человек — простой сосед — оказался блогером. Написал маленький пост о том, что митьков выселяют, и на следующий день пошла волна. Губернатор выступил по телевидению, заявил, что митьков трогать нельзя. Сказали снова подавать документы на бессрочную аренду — подали. Я не уверен, что их подпишут. Ведь перед этим отказали в финансировании постпродакшна нашего фильма.

— Выходит, «Митьки» никого не хотят победить, а в итоге всегда побеждают.

— Да, такое получается — из-за того, что нас любят. Есть недоброжелатели, а есть люди, которые понимают, что ничего плохого, кроме хорошего, от митьков-то нету. Уж не говоря о том, что мы ведем и большую благотворительную деятельность. У нас есть центр реабилитации больных алкоголизмом. Эрик Клэптон к нам туда приезжал, между прочим. Место, знаменитое на весь мир, — «Дом на горе».

— Многие говорят, что сегодня время закольцевалось, советские доперестроечные настроения вернулись. Митьки опять немного подпольные?

— Возвращаются, безусловно. Отчасти — подпольные. У меня возникает эстетика 70-х сейчас — музыкальная и художественная, безусловно. Как раз готовим выставку к 35-летию — будут работы того времени и что произошло с митьками за эти годы. Мне кажется, многие работы, которые люди сейчас делают, как-то связаны с теми. Ценность того подпольного времени очень велика.

— Тогда люди строили новый мир, думали, что создают идиллическое государство с новыми правилами. А сейчас?

— Сейчас тоже что-то такое начинается. Но пока еще идут постдевяностые. Но скоро закончатся, и наступит новая эра. Почти что милосердия. Собственно, нашим фильмом мы приближаем эту эру. В Хельсинки уже выходит вторая часть. Финская история. Выйдет в феврале. Снимаем и третью — думаю, что за этот год доделаем. Так что получается три фильма о приближении эры милосердия. О том, что мир спасет доброта.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный приз получил «Один день в Макондо» Егора ПерегудоваВосемнадцатая по счету (и последнее из мероприятий в ближайший месяц ввиду карантина) театральная премия «Гвоздь сезона» прогремела в ТЦ на
подробнее...

Как его звезды учились говорить по-советскиВ роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов
подробнее...

"Ребята хотели усилиться"29-летняя певица группировки "Ленинград" Флорида Чантурия временно войдет в состав группы Little Big, чтобы помочь музыкантам успешно выступить на конкурсе "Евровидение -
подробнее...

В кинотеатре «Аврора» презентовали фильм о многодетныхВ нарядном зале старейшего кинотеатра Санкт-Петербурга «Аврора» режиссёр Ашот Джазоян представил документальный фильм о петербургской многодетной
подробнее...

Певца любили вожди, шахи и красавицыЖизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Вокруг персоны легендарного певца всегда ходило множество слухов, причем один
подробнее...

Российская группа стала популярнее всех участников «Евровидения»Менее чем за два месяца до финала «Евровидения» судьба трехдневного конкурсного веселья все еще в коронавирусном тумане. В то время как
подробнее...

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения
подробнее...

В канун юбилея Владимир Девятов рассказал о трех роковых прыжках в своей жизниВ воскресенье свой юбилей празднует певец, обладатель титулов «Маэстро голос» и «Лучший народный голос России», артист,
подробнее...

«Ее хотели тайно вывезти в Израиль»В среду в Замоскворецком суде дала показания обвиняемая по громкому делу о пропаже миллионов знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой. Концертный директор примы
подробнее...

Музыкальный конкурс ожидаемо отменили из-за коронавирусаЕвропейский вещательный союз (ЕВС) официально отменил «Евровидение 2020», которое должно было пройти в Роттердаме с 14 по 18 мая. «С глубоким
подробнее...

«Культура — это то, что сохранит нас в истории либо растворит»«Вызывающе несвоевременный разговор» о культуре счастья завел на Северном культурном форуме в Сыктывкаре специальный представитель
подробнее...

Американские киностудии, в частности Netflix и Disney, приостановили съемки всех проектов на фоне пандемии, сообщает Forbes.Кинокомпании пошли на такой шаг в качестве предупредительной меры на фоне
подробнее...

Кирилл Крок - о новых культурных реалиях борьбы с коронавирусомПонедельник, 16 марта, стал черным днем для всех театров — московских и федерального подчинения. Сегодня у руководства одни вопросы — как
подробнее...

Спела "Мама-миа, пандемия" и спровоцировала волну критикиВ эпоху пандемии коронавируса каждый снимает стресс, уменьшает тревогу, как может. Например, популярная R&B-певица решила пошутить на тему
подробнее...

Память на фоне МосквыВ Москве открыли мемориальную доску Иосифу Кобзону. Работа скульптора Александра Рукавишникова появилась на здании Российской академии музыки им. Гнесиных, где Кобзон прослужил с
подробнее...

Музыкант умер в своей квартиреОснователь группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.Накануне в Санкт-Петербурге тело 55 летнего музыканта обнаружила
подробнее...

В театре им. Вахтангова рассказали о непростой жизни великой актрисыНа Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Люся. Признание в любви», посвящённого Людмиле Гурченко. Роль
подробнее...

Пермские ребята перепели композицию Uno российской группы Little Big, с которой она должна была поехать на «Евровидение».Текст был изменен на соответствующий актуальной повестке дня – о ситуации с
подробнее...