Исследователи нашли новые регуляторы кровоснабжения мозга

Астроцитов — клеток класса нейроглии — в мозге примерно столько, сколько нейронов, однако функция этих клеток для ученых долгое время оставалась по большому счету загадкой. Лишь около десяти лет назад стали появляться теории, согласно которым астроциты наряду с нейронами активно участвуют в обработке информации и — шире — в обеспечении деятельности головного мозга.

Астроциты — вспомогательные клетки нервной ткани мозга © Oregon State University

Недавно в журнале Nature Communications была опубликована статья интернациональной группы ученых, в которой было доказано, что астроциты регулируют перфузию, то есть проток крови в сосудах мозга, сообщает пресс-служба Балтийского федерального университета . Среди авторов статьи — профессор университета Бристоля и приглашенный профессор БФУ им. И. Канта Сергей Каспаров.

«В нашей работе, в которой ведущая роль принадлежит Александру Гурину из Университетского колледжа Лондона, основная идея заключается в том, что в мозге есть целая система, который позволяет ему определить, насколько хорошо он снабжается кровью. И в этой системе ключевую роль играют астроциты, мембраны которых обладают удивительной механочувствительностью. Эти клетки физически обволакивают сосуды своими отростками, являясь своего рода механосенсорами мозга. Если они чувствуют, что «давление в системе» падает в самом мозге, включается механизм, который повышает системное артериальное давление и частоту сокращений сердца, улучшая таким образом перфузию мозга. Впрочем, делают это все астроциты, не совсем самостоятельно. Функция сердца и тонус сосудов регулируются конечно нейронами, активность которых астроциты определенным образом модулируют», — сказал Сергей Каспаров.

«Пока мы еще до конца не знаем всех тонкостей работы этого сложного механизма, — подчеркивает Каспаров. — В частности, неясно, как воспринимаются механические воздействия и каковы подаваемые астроцитами сигналы. Впереди еще много работы, много экспериментов. Но уже сейчас более-менее очевидно, что новые знания можно использовать в медицине. Раньше были известны только рецепторы давления, которые находятся на периферических сосудах. Теперь, когда стала понятна функция астроцитов, для специалистов открылись новые возможности регулировки давления. И это, например, дает надежду страдающим повышенным артериальным давлением, которое возникает без очевидной причины. Людей, имеющих такие проблемы, к слову, в мире достаточно много».

Статья опубликована в журнале Nature Communications Источник: scientificrussia.ru

Используя микроскопически точные технологии 3D-печати и звуковые волны в качестве пинцета, ученые из Стэнфордского университета (США) и Венского технического университета (TU Wien, Австрия) создали

Обнаруженная на юге Англии окаменелость зафиксировала палеобиологическое событие, которое произошло порядка 200 миллионов лет назад, и стала уникальной иллюстрацией того, как безрассудно и жестоко

Многобугорчатые, или мультитуберкуляты, – это отряд вымерших растительноядных млекопитающих, которые появились в середине юрского периода и на 25 миллионов лет пережили динозавров. Они были довольно

На территории Канады и США были замечены особи азиатского вида шершней Vespa mandarinia, самого крупного среди всех шершней. Если такой шершень жалит человека, тот испытывает сильную боль, но особенно

Сотрудники лаборатории макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ на основе ранее опубликованных данных и собственных исследований дали оценку видовому разнообразию пресноводных моллюсков

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) и других институтов открыла черную дыру всего в тысяче световых лет от Земли. Эта черная дыра ближе к Солнечной системе, чем все остальные,

Ученые из Полевого музея Чикаго (США) изучили окаменелости раннего ихтиозавра Cartorhynchus lenticarpus и выяснили, что у этого морского ящера глубоко в челюсти были круглые зубы. Этими зубами морская

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали геном Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид. Оказалось, на данный момент его

Международная команда ученых изучила снимки поверхности астероида Рюгу, сделанные японским зондом Hayabusa-2, и выяснила, что это небесное тело столкнулось с периодом сильного солнечного нагрева.

РИА Новости. Американские и британские ученые составили интерактивную карту мира, на которую нанесли максимальные для каждого региона комбинации температур и влажности — показатель, который лучше

Ученые из Сиднейского университета  выявили ген, обеспечивающий капским медоносным пчелам способность размножаться без оплодотворения.

В последние годы ученые обнаруживают все больше гигантских вирусов, которые по своим размерам превышают более 300 нанометров, обладают геномом длиннее 200 тысяч пар оснований, вирионами свыше 0,2

Ученые исследуют устройство шестиугольника Сатурна — удивительной волновой структуры, которая окружает полярную область планеты и имеет четкую геометрическую форму, —  пишет eurekalert.org.

Серия экспериментов на черепах азиатских крокодилов гавиалов показала, что все существующие представления о типично «женских» и «мужских» чертах анатомии динозавров могут быть ошибочными.

Международная группа исследователей, изучавшая генетическое разнообразие жителей Перу, заявила о том, что им удалось обнаружить самый сильный генетический фактор, оказывающий влияние на рост.

Российские ученые нашли новые свидетельства того, что космические нейтрино высоких энергий появляются вблизи сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Об этом пишет пресс-служба МФТИ со ссылкой на