Ученые доказали одну из главных эволюционных теорий Дарвина

Биологи доказали, проанализировав видовое разнообразие всех отрядов и родов млекопитающих, что подвиды животных действительно играют ключевую роль в их эволюции, как об этом писал Чарльз Дарвин.

© Getty Images

«Во второй главе «Происхождения видов» Дарвин пишет, что рода животных, в которых присутствует большое число видов, должны содержать в себе больше «вариаций» этих видов. Мы показали, что подвиды действительно играют важную роль в долговременной эволюции млекопитающих», — сказала Лаура ван Хольштейн, биолог из Кембриджского университета (Великобритания), чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Один из самых ярких примеров эволюции в трудах Дарвина — это история галапагосских вьюрков, небольших птиц семейства воробьиных, весьма различавшихся по питанию и среде обитания.

Эти птицы, как случайно обнаружил великий британский биолог, произошли от одного предка, но впоследствии их облик и в особенности устройство и размеры клюва заметно поменялись при приспособлении к новым экологическим нишам. К примеру, вьюрки, которые начали питаться кровью животных, приобрели острый и тонкий клюв, а их кузены, поедающие семена растений и мякоть кактусов, — очень толстый и прочный.

Изучая видовое разнообразие этих птиц и других животных, которых он повстречал во время путешествия на «Бигле», Дарвин заметил, что этот показатель был неразрывно связан с тем, как много подвидов было у тех или иных представителей фауны. Как правило, чем больше разновидностей встречается у конкретного вида животных, тем больше родичей у них было внутри того рода, к которому они принадлежали.

Ученые, как отмечает ван Хольштейн, долгое время даже не пытались проверить эту теорию, так как для этого потребуется проведение масштабного генетического анализа для сотен видов животных и еще большего числа их подвидов, что невозможно сделать без массы времени и денег.

Британские биологи выяснили, как можно обойти эту проблему, используя таксономические данные и описания подвидов разных млекопитающих, которые натуралисты собирали в разных уголках планеты на протяжении последних трех веков.

Используя эту информацию, авторы статьи построили несколько вариаций древ эволюции, в которых они учитывали существование подвидов млекопитающих или игнорировали их. Сопоставив их между собой, ван Хольштейн и ее коллеги оценили то, были ли подвиды животных статистически связаны с темпами эволюции тех родов, к которым они принадлежали.

Эти расчеты показали, что млекопитающие, имеющие большое число подвидов, действительно в среднем эволюционировали быстрее, чем это делали их близкие или далекие родичи, принадлежавшие к родам с низким внутривидовым разнообразием.

Подтвердив теорию Дарвина, ученые вдобавок обнаружили, что предсказываемые ей эволюционные тренды сильнее действовали на морских и рукокрылых млекопитающих, чем на их сухопутных «кузенов». Ван Хольштейн и ее команда связывают это с тем, что движение этих животных почти ничто не ограничивает, что способствует формированию новых подвидов и видов в соответствии с законом, открытым Дарвиным более 160 лет назад.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society BИсточник: ИТАР-ТАСС