В марсианских метеоритах нашли азотсодержащие органические молекулы возрастом четыре миллиарда лет

В течение нескольких десятилетий ученые пытались понять, существуют ли органические соединения на Марсе — и если да, то откуда они там появились. Несмотря на то что недавние исследования принесли убедительные доказательства наличия органических веществ на этой планете, исследователи очень мало знают о возрасте и происхождении таких молекул, а также об их возможной биохимической активности.

Метеорит ALH 84001 , содержащий оранжевые включения карбонатных минералов  © Kobayashi, Koike, Nakada et al., Nature Communications, 2020

Группа японских ученых обнаружила в карбонатных минералах марсианского метеорита органические вещества, которые содержат азот.  Найденные молекулы сохранились на Красной планете со времен нойского периода — ранней эпохи геологического развития Марса, то есть им около четырех миллиардов лет. Поскольку карбонатные минералы обычно выпадают в осадок из грунтовых вод, это открытие указывает на то, что когда-то соседняя планета была богата влагой и органикой, а соответственно — вполне пригодна для развития жизни.

Марсианские метеориты — куски породы, выброшенные в космос вследствие ударов небесных тел по поверхности Марса и затем оказавшиеся на Земле. Один из самых важных для науки марсианских метеоритов — ALH84001, найденный в 1984 году в Антарктиде. Именно его изучали японские исследователи.

ALH84001 содержит достаточно крупные включения карбонатных минералов с элементами органики, что делает его популярным объектом исследований. Однако все предыдущие попытки анализа органических веществ, содержащихся в метеорите, успехом не увенчались: из-за загрязнения антарктическим льдом было крайне сложно установить, какие из молекул действительно с Марса.

Для нового исследования применили специальные методы подготовки образцов, которые помогли избавиться от проблемы загрязнения. Например, ученые отделяли на серебряной ленте от основного метеорита крошечные зерна диаметром не более человеческого волоса. Затем с этих зерен при помощи сверхточного ионно-лучевого прибора удаляли загрязнения. Для детекции органического азота использовалась техника рентгеновской спектроскопии поглощения на передней кромке (µ-XANES), которая позволяла обнаруживать азот в минимальных количествах и строго в составе органических молекул.

Тщательные проверки образцов дали ученым возможность утверждать, что обнаруженные молекулы с очень большой вероятностью попали на Землю именно с Марса. Также исследователи установили, что доля азота в форме нитрата, одного из самых сильных окислителей на Красной планете сегодня, среди этих молекул минимальна. Это наводит на мысль о том, что атмосфера раннего Марса была куда менее окисляющей, чем та, которую мы наблюдаем сейчас.

По итогам исследования у ученых остается довольно много вопросов. Самый главный из них — откуда эти органические вещества взялись на соседней планете. «На заре истории Солнечной системы Марс, вероятно, был засыпан значительным количеством органического вещества — например, из богатых углеродом метеоритов, комет и частиц пыли. Некоторые из них, возможно, растворились в рассоле и оказались внутри карбонатов», — говорит один из авторов исследования Ацуко Кобаяши, озвучивая наиболее вероятную версию. Однако не исключен и вариант того, что органика образовалась уже на Марсе, в процессе химических реакций.

Статья  опубликована в журнале Nature Communications Источник: naked-science.ru

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях