Обнаружена многослойная структура вихрей в шестиугольнике Сатурна

Ученые исследуют устройство шестиугольника Сатурна — удивительной волновой структуры, которая окружает полярную область планеты и имеет четкую геометрическую форму, —  пишет eurekalert.org.

Изображение шестиугольника Сатурна, полученное космическим аппаратом Кассини© UPV/EHU

Шестиугольник был обнаружен в 1980 году космическим кораблем НАСА «Вояджер 1» и «2». С тех пор за ним постоянно велись наблюдения. Внутри этой гигантской планетарной волны течет быстрый узкий струйный поток, где максимальная скорость ветра достигает 400 км / ч. Тем не менее, как ни странно, сама волна остается почти статичной; другими словами, сдвиг происходит только относительно вращения планеты. Все эти свойства означают, что «шестиугольник» является очень привлекательным явлением для метеорологов и исследователей атмосферы планеты.

Автоматическая межпланетная станция Кассини, которая находилась на орбите вокруг планеты между 2004 и 2017 годами, сделала огромное количество снимков с разных расстояний от планеты и разных углов обзора. В июне 2015 года его основная камера получила изображения одной стороны планеты с очень высоким разрешением – можно было увидеть детали шириной 1 до 2 км. На них и были замечены вихри, расположенные над облаками, которые формируют шестиугольную волну. Кроме того, он использовал много цветных фильтров, от ультрафиолетового до ближнего инфракрасного, что позволило изучить состав этих вихрей. Для текущего исследования также использовались снимки, полученные космическим телескопом Хаббла, сделанные через 15 дней и показывающие шестиугольник, видимый сверху.

«Изображения Кассини позволили нам обнаружить, что шестиугольник имеет многослойную систему, состоящую как минимум из семи вихрей, которые простираются от вершины его облаков до высоты более 300 км над уровнем моря. Это похоже на формирование сендвича, — рассказал профессор Агустин Санчес-Лавега, который руководил исследованием. — Другие холодные миры, такие как спутник Сатурна Титан или карликовая планета Плутон, также имеют слои туманов, но не в таких количествах и не расположенные так регулярно».

Вертикальная протяженность каждого слоя шестиугольника составляет примерно от 7 до 18 км, и, согласно спектральному анализу, они содержат мельчайшие частицы с радиусами порядка 1 микрона. Их химический состав является экзотическим для нас, потому что из-за низких температур в атмосфере Сатурна, варьирующихся между 120 °С и 180 °С ниже нуля, они могут содержать углеводородные кристаллиты льда, такие как ацетилен, пропин, пропан, диацетилен или даже бутан в случае самых высоких облаков.

Другим аспектом, изучаемым командой, является закономерность вертикального распределения слоев внутри шестиугольника. Выдвинутая гипотеза состоит в том, что вихри организованы вертикальным распространением гравитационных волн, которые вызывают колебания плотности и температуры атмосферы — хорошо известное явление на Земле и на других планетах. Исследователи полагают, что именно формирование самого шестиугольника и его мощного струйного потока может быть причиной образования этих гравитационных волн. На Земле также наблюдались волны этого типа, создаваемые волнообразным струйным потоком, движущимся со скоростью 100 км/ч с запада на восток в средних широтах. Это явление может быть одинаковым на обеих планетах, хотя особенности Сатурна означают, что это единственный случай в Солнечной системе. Это аспект, который остается предметом будущих исследований.

Статья опубликована в журнале Nature Communications Источник: scientificrussia.ru

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

Палеонтологи  обнаружили  поразительное сходство между окаменевшими костями гигантских пингвинов, которые жили 62 миллиона лет назад в Новой Зеландии, и таковыми у плотоптерид (Plotopteridae) —