Впервые составлен атлас гормонов кишечника человека

РИА Новости. Нидерландские ученые впервые составили атлас и дали подробное описание гормонов, которые продуцируют клетки кишечника человека. По мнению авторов, это позволит создать новые методы лечения диабета и ожирения.

Выращенный в лаборатории мини-кишечник с резко увеличенным количеством энтероэндокринных клеток. Различные гормоны показаны красным, фиолетовым и зеленым.© Joep Beumer, Hubrecht Institute

Тысячи так называемых энтероэндокринных клеток, разбросанных по всему желудочно-кишечному тракту, реагируя на определенные компоненты пищи и бактерии производят различные гормоны, которые создают ощущение голода или сытости, координируют сокращение кишечных мышц и стимулируют восстановление защитного клеточного слоя кишечника.

Эти клетки трудно изучать, так как их очень мало — не более одного процента от всех клеток стенок кишечника — и они уникальны для различных видов организмов, то есть человеческие гормоны нельзя изучать на примере лабораторных животных.

Исследователи из Института Хабрехта и Утрехтского университета в Нидерландах разработали специальный метод изучения человеческих гормон-продуцирующих клеток в крошечных органоидах, имитирующих кишечник, выращенных в лаборатории из стволовых клеток человека.

Повысив активность гена под названием нейрогенин-3, ученым удалось резко увеличить количество энтероэндокринных клеток в этих мини-кишечниках, воссоздав при этом все их подтипы. Еще одним новаторским приемом стало маркирование цветом гормон-продуцирующих клеток разного типа, что позволило изучать в одном органоиде сразу десять основных гормонов в различных комбинациях.

Используя так называемую технику секвенирования отдельных клеток, авторы впервые описали все гены, которые активны в различных типах гормон-продуцирующих клеток человека. На основании этих данных они создали первый атлас гормонов кишечника человека.

В результате выяснилось важное значение для функционирования энтероэндокринных клеток некоторых генов, которые ранее не были описаны, а также выявлены потенциально новые гормоны, которые до этого не были идентифицированы в кишечнике.

«Составленный атлас является золотым рудником, полным захватывающих связей между гормонами, рецепторами и другими генами, используемыми четко определенными энтероэндокринными клетками. Это открывает новые направления для будущих исследований», — приводятся в пресс-релизе слова одного из авторов исследования Йенса Пушхоф (Jens Puschhof) из Института Хабрехта.

С помощью созданного инструмента ученые планируют провести масштабные скрининговые исследования, чтобы изучить, какие молекулы в нашей пище какими типами энтероэндокринных клеток распознаются, и какие гормоны эти клетки вырабатывают в ответ.

«Возможность одновременно наблюдать большое количество энтероэндокринных клеток человека и отслеживать их подтипы с помощью флуоресцентных красок в органоидах позволяет проводить скрининг на предмет лекарств-мишеней, которые могут задействовать терапевтический потенциал энтероэндокринных клеток», — отмечает руководитель исследования Ханс Клеверс (Hans Clevers).

Кишечные гормоны, такие как грелин — гормон голода — служат основным инструментом связи между кишечником и другими органами — мозгом и поджелудочной железой. В ответ, например, поджелудочная железа начинает вырабатывать инсулин. Один из самых успешных методов лечения диабета 2 типа основан на стимулировании гормона кишечника GLP1. Благодаря этому лечению у некоторых пациентов уровень глюкозы в крови нормализуется без инъекций инсулина.

Статья опубликована в журнале Cell   Источник: РИА Новости

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

Палеонтологи  обнаружили  поразительное сходство между окаменевшими костями гигантских пингвинов, которые жили 62 миллиона лет назад в Новой Зеландии, и таковыми у плотоптерид (Plotopteridae) —