Геофизики обнаружили вращение внутреннего ядра Земли

Проанализировав распространение сейсмических волн при землетрясениях, авторы нового исследования  пришли к выводу , что внутреннее ядро Земли вращается со скоростью около 0,05–0,1 градуса в год.

© Michael Vincent

Ядро Земли разделяется на расплавленное внешнее ядро толщиной около 2200 километров, переходную зону и твердое внутреннее ядро, радиус которого — примерно 1300 километров. На глубине около 2900 километров находится граница между внешним ядром и нижними слоями земной мантии (граница Вихерта — Гутенберга). Температура на границе внутреннего ядра составляет приблизительно 5700 К (5400 °C), внешнего – от 4400 °C до 6100 °C.

Ученые пока не до конца понимают, как в земных недрах возникает эффект «магнитного динамо», при котором благодаря движению жидких масс генерируется магнитное поле Земле. Но они считают, что этот эффект тесно связан с динамическими процессами вблизи границы между внутренним и внешним ядром. Сдвиги в расположении магнитных полюсов, изменения напряженности магнитного поля и аномальные сейсмические данные побудили их рассмотреть взаимоотношение внешнего и внутреннего ядра подробнее.

«В 1996 году наша группа впервые обнаружила небольшое, но систематическое изменение сейсмических волн, проходящих через внутреннее ядро, которое мы интерпретировали как свидетельство дифференциального вращения внутреннего ядра относительно поверхности Земли,  — говорит профессор Сяодун Сун (Xiaodong Song) из Иллинойского и Пекинского университетов. — Тем не менее в некоторых исследованиях считается, что то, что мы интерпретируем как движение, является результатом сейсмических волн, отражающихся от чередующихся подъемов и опусканий внутренней границы ядра».

Теперь профессор Сун и аспирант Иллинойского университета И Ян (Yi Yang) проанализировали сейсмические данные из различных географических точек от повторяющиеся землетрясений, так называемых «дублетов», которые происходят в одном месте в разное время.

«Наличие данных из одного и того же места, но полученных в разное время, позволяет нам отличать изменения сейсмических сигналов из-за локальных изменений рельефа от тех, что меняются из-за движения и вращения», — пояснил Ян.

Ученые выявили некоторые сейсмические волны, изменения в которых при проходе через внутреннее ядро не могли бы произойти, если бы эта часть ядра была бы неподвижной относительно других оболочек Земли.

Статья опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters   Источник: polit.ru

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

Палеонтологи  обнаружили  поразительное сходство между окаменевшими костями гигантских пингвинов, которые жили 62 миллиона лет назад в Новой Зеландии, и таковыми у плотоптерид (Plotopteridae) —