Телескоп VLT подглядел за ростом планеты-гиганта у двойной звезды в созвездии Возничего

Снимки телескопа подтвердили данные трехлетней давности, которые собрала обсерватория ALMA. Новые фотографии молодой двойной звезды AB в созвездии Возничего указывают на то, что в ее окрестностях начала формироваться планета-гигант.

© ESO/Boccaletti et al.

«На этих снимках, ближе к центру протопланетного диска, можно увидеть своеобразную закрученную двойную спираль. Один из ее рукавов направлен в сторону звезды, а второй – к окраинам звездной системы. Подобные структуры, как предсказывают теории формирования планет, должны появляться на первых стадиях их рождения. Они помогают газу и пыли скапливаться в окрестностях формирующейся планеты», – рассказала Анна Датри, планетолог из Университета Бордо (Франция) и один из авторов работы.

За последние десять лет астрономы открыли более 4 тыс. планет за пределами Солнечной системы. Часть из них по размерам и свойствам напоминают Землю, а остальные похожи на Юпитер и другие планеты-гиганты. Сейчас планетологи активно ведут «перепись» этих миров и пытаются понять, в каких условиях они формируются.

Астрономы предполагают, что для того, чтобы запустить этот процесс, нужно небольшое каменистое ядро, которое постепенно «наматывает» на себя окружающие его газ и пыль. Чем больше этот «зародыш», тем больше материи он успевает накопить, прежде чем свет новорожденной звезды разрушит газопылевой диск, в котором формируются планеты.

Размеры ядра будущего аналога Земли или Юпитера, в свою очередь, зависят от массы этого «бублика», которая не может превышать десятой части от массы светила. Поэтому ученые считали, что крупные газовые гиганты в принципе не могут возникнуть в окрестностях красных карликов, так как для этого там просто нет нужных условий. Однако недавно астрономы обнаружили сразу несколько крупных планет в окрестностях небольших звезд, что заставило их усомниться в подобных теориях.

Датри и ее коллеги впервые проследили за этим процессом, изучая фотографии новорожденной двойной звезды AB. Она расположена в созвездии Возничего на расстоянии в 530 световых лет от Земли. По текущим представлениям астрономов, этот объект представляет собой пару крупных звезд массой примерно в 2,5 раза больше Солнца. Они сформировались всего два-три миллиона лет назад.

В прошлом ученые не обращали на AB Возничего особого внимания. Однако ситуация изменилась в 2008 году, когда американские астрономы обнаружили в окрестностях одной из этих звезд необычно большой диск из газа и пыли. Первые его фотографии, которые получила в 2017 году микроволновая обсерватория ALMA, указывали на то, что внутри него могла формироваться планета.

Визуализация снимков AB Возничего © European Southern Observatory (ESO)/Youtube

Детальные фотографии газопылевого диска в окрестностях одной из звезд AB Возничего, которые сделал оптический телескоп VLT, подтвердили, что это действительно так. Анализ снимков показал, что пустоты и возмущения внутри диска, открытые ALMA, были порождены «зародышем» формирующейся планеты, который активно захватывал и поглощал газ и пыль. Как предполагают планетологи, на его месте в конечном итоге возникнет крупный газовый гигант массой примерно в три раза больше Юпитера.

Подобное открытие, как отмечают Датри и ее коллеги, подтверждает то, что общепринятые теории о формировании планет все же не полностью ошибочны. Дальнейшие наблюдения за новорожденной планетой у AB Возничего, как надеются астрономы, помогут им узнать секреты роста газовых гигантов в окрестностях красных карликов и других небольших светил.

Статья опубликована в журнале Astronome & Astrophysics   Источник: ИТАР-ТАСС

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях