Последней едой погибшего 110 миллионов лет назад динозавра оказались папоротники

Ученые из Королевского Тирреловского палеонтологического музея в канадской провинции Альберта вместе с коллегами из Университета Брандона и Саскачеванского университета  сумели установить , что было последней пищей погибшего около 110 лет назад крупного динозавра Borealopelta markmitchelli.

Borealopelta markmitchelli© Royal Tyrrell Museum of Palaeontology

Окаменевшие останки этого динозавра были обнаружены в 2011 году, а свое видовое название он получил в честь сотрудника музея Марка Митчелла, который в течение пяти лет освобождал окаменелости от каменной породы. Borealopelta markmitchelli относится к семейству нодозаврид (Nodosauridae), входящему в крупную группу анкилозавров, хотя характерной для многих анкилозавров «хвостовой булавы» у него не было.

Тело погибшего динозавра попало в море, где быстро затонуло и было покрыто донными отложениями, что позволило ему хорошо сохраниться. Ученые получили в свое распоряжение не только окаменевшие кости, но и некоторые фрагменты мягких тканей, включая содержимое желудка, которое представляет собой массу размером с футбольный мяч.

«Обнаружение сохраненного содержимого желудка у динозавров чрезвычайно редко, и этот желудок, извлеченный из нодозавра командой музея, оказался самым хорошо сохранившимся желудком динозавра, когда-либо найденным», — говорит геолог Джим Бейсингер (Jim Basinger).

В предыдущих исследованиях в кишечнике некоторых крупных динозавров находили остатки растений, но их ни разу не удавалось точно определить. На этот раз ученые установили, что последней пищей были папоротники: «88 % пережеванного листового материала и 7 % стеблей и веточек».

«Когда мы исследовали под микроскопом тонкие срезы содержимого желудка, то были шокированы, увидев прекрасно сохранившийся и концентрированный растительный материал. В морских породах мы почти никогда не видим такой превосходной консервации листьев, включая микроскопические спорангии папоротников», — говорит биолог Дэвид Гринвуд (David Greenwood).

Ученые сравнили остатки папоротников из желудка динозавра с растительными окаменелостями того же региона и того же геологического периода. Оказалось, что Borealopelta markmitchelli был достаточно разборчив в еде. Он явно предпочитал папоротники из подкласса Polypodiidae (к нему относится и большинство современных папоротников) и избегал распространенных в его времена саговников и хвойных растений. Исследователи обнаружили также гастролиты — камни, которые травоядные животные глотают, чтобы помочь перетиранию пищи в желудке.

«Кроме того, в желудке содержится значительное количество древесного угля от обгоревших фрагментов растений. Это указывает, что животное посещало место, где до этого случился лесной пожар, привлеченное обилием папоротников, которое часто возникает на выгоревших участках леса, — рассказывает Гринвуд. — Такая адаптация к пожарной экологии стала новой информацией. Подобно крупным живым травоядным животным, таким как лоси и олени, а также слонам в Африке, эти нодозавры, питаясь, могли влиять на растительные ландшафты, возможно, поддерживая существование более открытых участков».

Статья опубликована в журнале Royal Society Open ScienceИсточник: polit.ru

РИА Новости. Астрофизики зафиксировали самый дальний от нас короткий гамма-всплеск, произошедший 10 миллиардов лет назад, всего через 3,8 миллиарда лет после Большого взрыва

Берлинские ученые из  Института исследований животных в зоопарках и дикой природе  Ассоциации Лейбница вместе с коллегами из Тель-Авивского университета установили, что эхолокация в ультразвуковом

Группа исследователей, куда вошли ученые Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ, впервые в мире расшифровала геном гриба Fusarium oxysporum f.sp. lini. Этот паразит атакует лен,

Как известно, наша Вселенная расширяется. Скорость этого процесса характеризуется постоянной Хаббла, которая связывает скорость удаления объекта с расстоянием до него. Эту постоянную, как правило,

При помощи Очень Большого Телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получен первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой обращаются две гигантских экзопланеты. Прямые

Команда исследователей из Университета Дьюка, Музея естественной истории в Лондоне, Смитсоновского национального музея естественной истории и Исследовательского института залива Монтерей (Monterey Bay

Давно известно, что самец глубоководного удильщика для спаривания впивается в тело самки и сливается с ним навсегда, но лишь теперь выяснилось, почему ее иммунитет не отторгает и не атакует его.©

Зоологи Дэвид Стидман (David Steadman) из Флоридского музея естественной истории и Уна Такано (Oona Takano) из Университета Нью-Мексико описали вымершего гигантского голубя, обитавшего в тихоокеанском

В течение десятилетий ученые собирали древние образцы донных отложений, чтобы лучше понять, каким был климат прошлого, как двигались тектонические плиты, из чего состояла глубоководная морская

Биологи из Германии, США, Франции, Португалии и Мадагаскара описали неизвестный ранее вид мышиных лемуров, обитающий в тропических лесах острова Мадагаскар.

Научный сотрудник кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Ирина Штангеева изучала способность пшеницы, а также пырея накапливать токсичные вещества. Оказалось, что оба растения способны поглощать

Новозеландская компания T&G Global после 18 лет работы предлагает потребителям новый сорт яблок HOT84A1, который должен сохранять потребительские качества в условиях глобального потепления.

Антрополог из Цюрихского университета Ицхак Бен Мокко провел исследование, посвященное человеческим репродуктивным привычкам. В частности, он попытался ответить на вопрос, почему люди предпочитают