Скорлупа яиц первых динозавров оказалась мягкой

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке яиц черепах.

Сохранившиеся в окаменелостях скелеты зародышей протоцератопсов© M. Ellison/American Museum of Natural History

«За последние два десятка лет мы нашли и исследовали множество кладок древних ящеров, среди которых, однако, нет ни одного яйца цератопсид, трехрогих динозавров. Оказалось, что это было связано с тем, что у их яиц была мягкая оболочка, что было характерно и для самых древних динозавров», – рассказал один из авторов работы, куратор Американского музея естественной истории Марк Норелл.

До начала XXI века палеонтологи знали лишь о единичных примерах окаменелых яиц динозавров и фрагментах их скорлупок. Однако в последние два десятка лет ситуация кардинально поменялась.

В частности, в пустыне Гоби, на границе Китая и Монголии, исследователи нашли несколько крупных «залежей» яиц, а в Южной Америке – десятки яиц самых больших динозавров планеты. Их изучение показало, что многие динозавры были теплокровными, строили гнезда и умели высиживать яйца примерно так же, как это делают их современные родственники, птицы.

Узнав, как именно динозавры высиживали свои яйца, Норелл и его коллеги заинтересовались, как выглядели яйца первых их представителей на Земле. Дело в том, что оболочка яиц современных черепах, которые входят в число ближайших родичей динозавров, архозавров, мягкая и кожистая.

С другой стороны, скорлупа всех известных окаменевших яиц динозавров, а также современных птиц и крокодилов, твердая. Поэтому палеонтологи не перестают спорить о том, как эта оболочка возникла и является ли она общей чертой для всех представителей надотряда Dinosauria, а также всех архозавров в целом.

Изучая яйца протоцератопсов, небольших трехрогих динозавров, которые жили на территории будущей Центральной Азии в конце мелового периода, примерно 70-80 млн лет назад , авторы статьи выяснили, что это на самом деле было не так,. Недавно палеонтологи обнаружили хорошо сохранившуюся кладку яиц этих ящеров на территории Монголии, что стало первой находкой такого рода.

В общей сложности ученые извлекли из горных пород почти 12 неповрежденных яиц этих динозавров. В шести из них были кости зародышей. Они окаменели в необычно благоприятных условиях, благодаря чему исследователи не только изучили анатомию этих неродившихся динозавров, но и выяснили послойную структуру и состав оболочки их яиц, исследовав их с помощью рамановского спектроскопа.

Позже, как отмечает Норелл, его коллеги нашли схожие структуры в окаменевших яйцах мусзавров – одного из первых динозавров Земли, которые жили на территории современной Южной Америки в конце триасового периода, около 220 млн лет назад. Они были совершенно не похожи на протоцератопсов и принадлежали к другой группе динозавров, к так называемым​ зауроподоморфам, в число которых входят все гигантские четвероногие травоядные ящеры.

Оба этих открытия, по словам палеонтолога, говорят о том, что оболочка яиц первых динозавров была мягкой, а также свидетельствуют в пользу того, что кальциевая скорлупа возникла не у общего предка всех динозавров, ее самостоятельно «изобрела» каждая крупная группа этих ящеров уже после того, как они разделились на отдельные отряды и подотряды.

Это хорошо объясняет, почему структура яиц хищных теропод, травоядных зауропод и так называемых птицетазовых динозавров настолько сильно различается, а также может быть причиной того, почему птицы, далекие потомки теропод, пережили падение астероида в конце мелового периода, тогда как все остальные их родичи бесследно исчезли, заключают Норелл и его коллеги.

Статья опубликована в журнале Nature    Источник: ИТАР-ТАСС

РИА Новости. Астрофизики зафиксировали самый дальний от нас короткий гамма-всплеск, произошедший 10 миллиардов лет назад, всего через 3,8 миллиарда лет после Большого взрыва

Берлинские ученые из  Института исследований животных в зоопарках и дикой природе  Ассоциации Лейбница вместе с коллегами из Тель-Авивского университета установили, что эхолокация в ультразвуковом

Группа исследователей, куда вошли ученые Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ, впервые в мире расшифровала геном гриба Fusarium oxysporum f.sp. lini. Этот паразит атакует лен,

Как известно, наша Вселенная расширяется. Скорость этого процесса характеризуется постоянной Хаббла, которая связывает скорость удаления объекта с расстоянием до него. Эту постоянную, как правило,

При помощи Очень Большого Телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получен первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой обращаются две гигантских экзопланеты. Прямые

Команда исследователей из Университета Дьюка, Музея естественной истории в Лондоне, Смитсоновского национального музея естественной истории и Исследовательского института залива Монтерей (Monterey Bay

Давно известно, что самец глубоководного удильщика для спаривания впивается в тело самки и сливается с ним навсегда, но лишь теперь выяснилось, почему ее иммунитет не отторгает и не атакует его.©

Зоологи Дэвид Стидман (David Steadman) из Флоридского музея естественной истории и Уна Такано (Oona Takano) из Университета Нью-Мексико описали вымершего гигантского голубя, обитавшего в тихоокеанском

В течение десятилетий ученые собирали древние образцы донных отложений, чтобы лучше понять, каким был климат прошлого, как двигались тектонические плиты, из чего состояла глубоководная морская

Биологи из Германии, США, Франции, Португалии и Мадагаскара описали неизвестный ранее вид мышиных лемуров, обитающий в тропических лесах острова Мадагаскар.

Научный сотрудник кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Ирина Штангеева изучала способность пшеницы, а также пырея накапливать токсичные вещества. Оказалось, что оба растения способны поглощать

Новозеландская компания T&G Global после 18 лет работы предлагает потребителям новый сорт яблок HOT84A1, который должен сохранять потребительские качества в условиях глобального потепления.

Антрополог из Цюрихского университета Ицхак Бен Мокко провел исследование, посвященное человеческим репродуктивным привычкам. В частности, он попытался ответить на вопрос, почему люди предпочитают