Динозавров, предположительно, тоже мучила межпозвоночная грыжа

До недавнего времени считалось, что межпозвоночные диски есть только у млекопитающих, в том числе у человека. Немецкие ученые выяснили, что это не так и подобные структуры возникали в процессе эволюции не раз. Оказалось, межпозвоночные диски были и у динозавров, однако позже пресмыкающиеся избавились от них из-за межпозвоночных грыж, которые так часто становятся причиной болей в спине у людей. Открытие важно — в том числе для медицины.

Тонкий участок позвоночника морской рептилии — мезозавра, жившей 290 миллионов лет назад, под микроскопом. В промежутке между двумя позвонками внизу фотографии видны остатки предшественника межпозвоночного диска © Tanja Wintrich et al./  Scientific Reports

Межпозвоночные диски играют роль связующего звена между позвонками и придают позвоночнику подвижность. Они представляют собой фиброзно-хрящевые образования из кольцевидных соединительных пластинок и студенистого ядра в центре между телами соседних позвонков.

Всегда считалось, что межпозвоночные диски характерны только для млекопитающих, но группа ученых под руководством специалистов из Боннского университета (Германия) обнаружила, что это заблуждение. У современных рептилий действительно нет межпозвоночных дисков: их позвонки, вогнутые спереди и выгнутые сзади, соединены специальными образованиями, напоминающими шаровидный сустав.

По словам доктора отделения палеонтологии в Институте наук о Земле Боннского университета и ведущего автора исследования Тани Винтрич, несмотря на общепринятую точку зрения, она давно сомневалась, что у динозавров не было межпозвоночных дисков. Ведь позвонки большинства динозавров, как и древних морских рептилий, очень напоминают позвонки людей — никаких следов шаровидных суставов в них она не наблюдала.

Чтобы разобраться в этом вопросе, доктор Винтрич вместе с коллегами из Кельнского университета и Фрайбергской горной академии исследовали останки 19 различных динозавров, а также кости других вымерших рептилий и ныне существующих животных. Выяснилось, что межпозвоночные диски у динозавров и морских рептилий все-таки были. Можно найти не только их следы, но даже окаменелые фрагменты самого хряща и других частей межпозвоночных дисков.

Таким образом, оказалось, что межпозвоночные диски — древнее изобретение эволюции, а не более позднее, как считалось до сих пор. Причем такие диски возникали у животных не один раз.

«Причиной замены межпозвоночного диска может быть то, что он более уязвим к повреждениям, чем шарнирный сустав», — комментирует Таня Винтрич. То есть динозавры, вероятно, страдали от межпозвоночных грыж, как и люди.

Поскольку у млекопитающих такие структуры были всегда, это позволяет сделать вывод об ограниченной эволюционной гибкости этих животных и о том, что человеческое тело отнюдь не совершенно, а по его болезням можно судить о нашей долгой эволюционной истории. По словам ученых, выводы исследования важны и для получения более полной медицинской информации о человеке.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports Источник: naked-science.ru

Новый метод позволил успешно извлечь генетический материал насекомых из кусочков смолы возрастом шесть лет и два года. В будущем его собираются использовать на древних образцах, чтобы узнать больше о

Согласно новому исследованию, африканский подземный грызун — пескорой Анселла (Fukomys anselli) из семейства землекоповых, — хотя и практически лишен зрения, активно пользуется своими глазами. Они

В экспериментах на мышах группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии под руководством ученых СПбГУ обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния

РИА Новости. Американские ученые выяснили, что формирование воспоминаний контролируется хроматином — комплексом нуклеиновых кислот и белков. Когда мозг формирует память, детали событий кодируют

Листья хищного растения Dionaea muscipula, известного как венерина мухоловка, быстро закрываются, чтобы поймать свою жертву: среди таковых обычно значатся муравьи, пауки, жуки, кузнечики и другие

Ученые из СПбГУ совместно с исследователями из Каролинского института (Швеция) впервые показали, что внутри живого организма млекопитающего возможно направленное создание клеток центральной нервной

Мегалодоны считаются одними из самых больших рыб, когда-либо существовавших на Земле. Считается, что эти древние акулы достигали 16 метров в длину, хотя точно оценить их размеры достаточно сложно.

Сотрудники лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ в составе группы российских и американских ученых разработали сборщик metaFlye, специализирующийся на сборке образцов ДНК микробных

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили новый вид небольшого птерозавра, размером с индейку, который не похож ни на одного своего собрата благодаря своему длинному тонкому

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до

Генетическая наследственность некоторых людей от неандертальцев может повысить риск развития тяжелой формы COVID-19, — пишет sciencenews.org.

В лингитовом месторождении Шуйтанба в китайской провинции Юньнань палеонтологи обнаружили окаменевшие останки мезопитека  (Mesopithecus pentelicus) — вида обезьян, жившего в Европе и Азии 7–5