Ученые рассмотрели череп зародыша динозавра внутри окаменелого яйца

Четвероногие растительноядные завроподы включали наиболее массивных динозавров, таких как диплодоки, брахиозавры и титанозавры, набиравшие более 100 тонн. Они были распространены на всех континентах, и останки их сегодня находят повсеместно. Так, в 2001 году палеонтолог-любитель Терри Мэннинг (Terry Manning) приобрел окаменелое яйцо у торговца из Аргентины. По его словам, оно было найдено в провинции Рио-Негро, в свите Аллен.

Окаменелый череп и реконструкция головы © Kundrat et al., 2020

Местные отложения относятся к верхнему меловому периоду и датируются возрастом около 80 миллионов лет. В конце ХХ века неподалеку отсюда были впервые найдены яйца завропод — кладка титанозавра. Однако яйцо, в итоге попавшее к палеонтологу из Манчестерского университета Джону Наддсу (John Nudds), оказалось еще большей редкостью: оно сохранило частичные останки зародыша.

Образец был доставлен на французский синхротрон ESRF, где ему провели полную «рентгеновскую томографию». К сожалению, большая часть эмбриона оказалась разрушена, и ученые затрудняются однозначно определить вид динозавра, хотя склоняются к тому, что это был титанозавр. Зато им удалось восстановить анатомию крошечного трехсантиметрового черепа и различить у него некоторые «детские» черты, которые исчезали у взрослых завропод.

Считается, что эти малыши были самостоятельны практически с рождения и должны были питаться и защищаться без помощи родителей. Скорее всего, первое время они избегали обычных для взрослых титанозавров открытых пространств и старались скрываться среди густой растительности. Эти гипотезы подтвердила и новая работа.

Так, судя по строению черепа зародыша, глаза у детенышей титанозавров еще не полностью разошлись по сторонам головы и могли обеспечивать стереоскопическое зрение. Роговой вырост на верхней челюсти, вряд ли полезный взрослым динозаврам, в «детский» период жизни мог служить неплохим инструментом защиты. Он также мог использоваться для того, чтобы пробить скорлупу яйца для вылупления.

Впрочем, отсутствие сопровождающих находок, точной датировки и большей части тела сильно затрудняют интерпретацию этих данных. Невозможно не только определить вид этого зародыша, но и его возраст, чтобы сказать, не исчезали ли описанные учеными черты уже к моменту появления на свет. Сейчас яйцо возвращено в Аргентину и помещено в один из местных музеев, а палеонтологи ожидают новых находок в соседних горах.

Статья опубликована в журнале Current BiologyИсточник: naked-science.ru

В экспериментах на мышах группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии под руководством ученых СПбГУ обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния

РИА Новости. Американские ученые выяснили, что формирование воспоминаний контролируется хроматином — комплексом нуклеиновых кислот и белков. Когда мозг формирует память, детали событий кодируют

Листья хищного растения Dionaea muscipula, известного как венерина мухоловка, быстро закрываются, чтобы поймать свою жертву: среди таковых обычно значатся муравьи, пауки, жуки, кузнечики и другие

Ученые из СПбГУ совместно с исследователями из Каролинского института (Швеция) впервые показали, что внутри живого организма млекопитающего возможно направленное создание клеток центральной нервной

Мегалодоны считаются одними из самых больших рыб, когда-либо существовавших на Земле. Считается, что эти древние акулы достигали 16 метров в длину, хотя точно оценить их размеры достаточно сложно.

Сотрудники лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ в составе группы российских и американских ученых разработали сборщик metaFlye, специализирующийся на сборке образцов ДНК микробных

В лингитовом месторождении Шуйтанба в китайской провинции Юньнань палеонтологи обнаружили окаменевшие останки мезопитека  (Mesopithecus pentelicus) — вида обезьян, жившего в Европе и Азии 7–5

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили новый вид небольшого птерозавра, размером с индейку, который не похож ни на одного своего собрата благодаря своему длинному тонкому

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до

Генетическая наследственность некоторых людей от неандертальцев может повысить риск развития тяжелой формы COVID-19, — пишет sciencenews.org.

В пустыне Гоби на территории нынешней Монголии обнаружили останки необычных динозавров. Сразу несколько почти полных скелетов показали, что эти животные были оперенными и беззубыми, напоминая попугаев