«Прыгающая» ДНК регулирует нейроны человека

Международная группа ученых во главе с исследователями из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария) обнаружила, что «мобильные элементы» ДНК играют важную роль в развитии человеческого мозга, сообщает пресс-служба EPFL.

© ETH Zurich / Jonathan Venetz

Геном человека содержит более 4,5 миллионов последовательностей ДНК, называемых «мобильными элементами» или «прыгающей» ДНК. Эти вирусоподобные образования могут копировать сами себя в новые участки генома и помогают регулировать экспрессию генов. Они делают это путем связывания факторов транскрипции, которые представляют собой белки, регулирующие скорость транскрипции ДНК в РНК, влияя на экспрессию генов во многих биологических событиях.

Ученые обнаружили, что «мобильные элементы» регулируют развитие мозга, взаимодействуя с двумя специализированными белками из семейства KZFP – белков, содержащих «цинковые пальцы» (небольшие структурные мотивы белка, стабилизированные одним или двумя ионами цинка). В 2019 году другое исследование, проведенное в EPFL, показало, что KZFP замедляют регуляторную активность «прыгающих» генов в первые несколько дней жизни плода. Однако потом эти элементы повторно активизируются, чтобы управлять развитием и работой взрослых органов.

Исследователи определили два KZFP-белка, которые встречаются только у приматов, и обнаружили, что эти белки экспрессируются в определенных областях развивающегося и взрослого мозга человека. Они также заметили, что эти белки продолжают контролировать активность «мобильных элементов» – по крайней мере, в нейронах и органоидах мозга, выращенных в лаборатории. В результате эти два KZFP влияли на профиль дифференцировки и нейротрансмиссии нейронов, а также защищали эти клетки от воспалительных реакций, которые в противном случае запускались бы, если их целевые мобильные элементы продолжали экспрессироваться.

«Эти результаты показывают, как два белка, которые появились совсем недавно в процессе эволюции, внесли свой вклад в формирование человеческого мозга, облегчая совместную опцию «мобильных элементов», этих вирусоподобных сущностей, которые с незапамятных времен модернизировали геном наших предков, – говорит Дидье Троно, руководитель исследования. – Наши результаты также помогают раскрыть возможные патогенетические механизмы таких заболеваний, как боковой амиотрофический склероз или другие нейродегенеративные или нейродегенеративные расстройства, что дает основания для предотвращения или лечения этих проблем».

Статья опубликована в журнале Science Advances   Источник: scientificrussia.ru

Новый метод позволил успешно извлечь генетический материал насекомых из кусочков смолы возрастом шесть лет и два года. В будущем его собираются использовать на древних образцах, чтобы узнать больше о

Согласно новому исследованию, африканский подземный грызун — пескорой Анселла (Fukomys anselli) из семейства землекоповых, — хотя и практически лишен зрения, активно пользуется своими глазами. Они

В экспериментах на мышах группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии под руководством ученых СПбГУ обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния

РИА Новости. Американские ученые выяснили, что формирование воспоминаний контролируется хроматином — комплексом нуклеиновых кислот и белков. Когда мозг формирует память, детали событий кодируют

Листья хищного растения Dionaea muscipula, известного как венерина мухоловка, быстро закрываются, чтобы поймать свою жертву: среди таковых обычно значатся муравьи, пауки, жуки, кузнечики и другие

Ученые из СПбГУ совместно с исследователями из Каролинского института (Швеция) впервые показали, что внутри живого организма млекопитающего возможно направленное создание клеток центральной нервной

Мегалодоны считаются одними из самых больших рыб, когда-либо существовавших на Земле. Считается, что эти древние акулы достигали 16 метров в длину, хотя точно оценить их размеры достаточно сложно.

Сотрудники лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ в составе группы российских и американских ученых разработали сборщик metaFlye, специализирующийся на сборке образцов ДНК микробных

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили новый вид небольшого птерозавра, размером с индейку, который не похож ни на одного своего собрата благодаря своему длинному тонкому

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до

Генетическая наследственность некоторых людей от неандертальцев может повысить риск развития тяжелой формы COVID-19, — пишет sciencenews.org.

В лингитовом месторождении Шуйтанба в китайской провинции Юньнань палеонтологи обнаружили окаменевшие останки мезопитека  (Mesopithecus pentelicus) — вида обезьян, жившего в Европе и Азии 7–5