Срочные новости раздела
В Москве рассказали новую историю звёздного пути Сергея Есенина

В Москве рассказали новую историю звёздного пути Сергея Есенина

Космическое восприятие Сергея Есенина и легло в основы выставки «Живите так, как вас ведёт звезда…». На ней представлено почти двести подлинных экспонатов: фотографий, автографов, афиш, личных вещей и даже оригинал посмертной маски Есенина. Открывает же экспозицию большой мультимедийный экран, на космическом фоне которого возникают одна за другой цитаты великих писателей и поэтов о небесных светилах. Это неудивительно: ведь над нами находятся малые планеты, названные в честь Пушкина, Лермонтова, Стругацких, Цоя и многих других культовых фигур, чьё почитание вышло далеко за пределы современного им поколения и соединилось с вечностью.

Здесь же неподалёку расположен стенд с описанием малой планеты 2576, носящей имя Есенина. Она «относится к наиболее древнему типу астероидов C-класса, который характеризуется повышенным содержанием темных углесодержащих минералов, обладает низкой отражающей способностью и может заключать в себе нетронутое вещество протосолнечной туманности». Такая отправная точка выставки как бы подготавливает зрителя к тому пути звёздного мальчика, который ему предстоит пройти.

- Мне больше всего было любопытно рассказать о взаимоотношении Есенина, как поэта, с мирозданием – объясняет корр. «МК» куратор выставки Лариса Алексеева – Само пространство здесь поэтическое и звёздное, так чтобы, глядя на конкретные исторические вещи и документы, посетитель всё-таки смог услышать звёздный монолог героя.

Жизнь поэта рассказана в шести сценах, в каждой из которых предстаёт новый Есенин, не похожий на предыдущего, что объясняется не просто естественным развитием личности, а разным восприятием его творчества. Для кого-то Есенин – крестьянский поэт из села Константиново, для кого-то - кабацкий лихой певец, для кого-то тонкий любовный лирик, или глубокий философ. Художественную концепцию выставки воплотило архитектурно-дизайнерское бюро PS Culture, под руководством Юлия Наполовой.

Первая сцена озаглавлена строчкой из раннего есенинского стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний». Конечно, эти слова обращены к родной рязанской земле, символом которой выступает крестьянская изба – центр мироздания. Передать атмосферу колыбели и ковчега таинственной природы удаётся с помощью звукового сопровождения. Слышен шум ветра и пение птиц, а на витринах расположены самые ранние артефакты поэтического дарования Есенина – его рукописная тетрадка 1911-1912 годов со стихотворением «Звёзды».

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Есенин написал эти строчки в шестнадцать лет, не зная, что прожил уже больше половины отпущенного ему срока, но уже тогда задумываясь над своим предназначением. В ту пору он учился в школе в Спас-Клепиках, а до этого окончил Константиновское земское училище. Оригинал свидетельства об окончании училища тоже на выставке, равно как и школярская грифельная дощечка и даже его ученический пенал. Школьные товарищи Есенина ценили его стихи и переписывали их, но всё же настоящая слава пришла к нему в столицах. Этому посвящена вторая сцена выставки с говорящим названием «Млечный Путь».Так назывался и журнал,где было опубликовано одно из самых известных стихотворений Есенина «Выткался на озере алый цвет зари».

Над нами россыпи звёзд, а с обеих сторон уникальные свидетельства знакомства Есенина с выдающимися поэтами эпохи. Особенно поражает подлинник записки, которую Есенин оставил Александру Блоку, когда не застал его дома. «Александр Александрович, я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете. А может быть где-нибудь и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин» и приписка Блока. «Крестьянин Рязанской губернии 19 лет. Стихи свежие, голосистые, многословные, язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года».

- Хотя между Блоком и Есениным дружбы не случилось – рассказывает Лариса Алексеева – Когда Есенин вновь хотел увидеться с ним, Блок корректно отказал, написав «путь Вам предстоит не короткий, и чтобы с него не сбиться надо не торопиться и не нервничать».

Проход в следующий зал, где повествуется о послереволюционном творчестве поэта предваряет цифровая реконструкция портрета Есенина, который в своё время выполнил художник Борис Григорьев. В 1924 году он увёз полотно в Нью-Йорк, где оно попало в частные руки, и его местонахождение до сих пор неизвестно. Сохранилась только чёрно-белая фотография картины, на которую создатели выставки с помощью мультимедийных средств нанесли собственные краски, руководствуясь воспоминаниями Григорьева о работе над портретом. Так что Есенин облачается то в красное, то в васильковое, то в зелёное. Так можно почувствовать многоликость и многозначность поэта.

В оставшихся трёх сценах эта противоречивость, страсть и душевная глубина проявляются, пожалуй, в наибольшей мере. Тут и Есенин первых революционных лет: бунтарь, стряхивающий старый мир, «небесный барабанщик», приветствующий «инонию» и, конечно, имажинист с триумфом выступающий на поэтических вечерах, яркие афиши которых представлены в большом зале. Рядом инсталляция, посвящённая возлюбленным Есенина, озаглавленная «кольцо Венеры». Именно на Венере есть кратер, названный именем Айседоры Дункан – знаменитой американской танцовщицы и супруги Есенина. На экране в зале кадры кинохроники, на которых они вместе, а на чёрном столе, выполненном в форме кольца за стеклом фотография с автографом Дункан и её телеграммы Есенину. Читать их невероятно трогательно, поскольку Дункан почти не владела русским, а Есенин не знал английского и тем не менее, она, путая два языка, писала ему: «Дарлинг, очень грустно без тебя».

На выставке звучит и голос Есенина. Поэт читает монолог Хлопуши из своей драматической поэмы «Пугачёв» – ярко, эмоционально, на разрыв. Этому произведению отведен отдельный зал, обрамлённый красным цветом. Причём посетитель попадает в замкнутое пространство, будто бы оказываясь в эпохе восемнадцатого века, когда разворачиваются события бессмысленного и беспощадного русского бунта. Тут же и орудия крестьянского восстания: цепь, колотушка, серп.

Шестая сцена «Тёмная материя» постепенно подводит зрителей к трагическому финалу поэта, встречи с его «чёрным человеком».

- Тёмная материя – что-то непонятное, невидимое, то, что беспокоит, создаёт внутреннюю неуверенность, страх, предчувствие беды. Так мы метафорически это трактовали – отмечает Лариса Алексеева.

Декорации выставки помимо звёздного антуража, полны строчками из есенинских стихотворений о звёздах, небе и мироздании. Не обошли вниманием создатели экспозиции и гибель поэта. Оригинал его посмертной маски производит впечатление и оставляет чувство какой-то вопиющей несправедливости и боли от того, что Есенин ушёл так рано. Однако поэтическая звезда его таланта продолжает сиять на небосклоне и утешать заблудшие души.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

Как только опустили занавес, после паузы от пережитого публика начинает аплодировать, ждет выхода артистов на поклоны. Но вместо этого открывается совершенно неожиданная картина — на сцене появляется
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

26 сентября Всероссийский юношеский симфонический оркестр дал первый концерт в рамках тура по России. Оркестр участвовал в праздновании 500-летия города Тулы, однако без Юрия Башмета, который должен
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

Победителей определяли по двум номинациям: приз зрительских симпатий и Гран-при. Тут мнение взыскательного жюри и пришедших на церемонию поклонников поэзии разошлись. Зрительское голосование отдало
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

В тактике полного абстрагирования от ожиданий есть немало плюсов. Собираешься на спектакль не известного тебе театра, где нет громких фамилий артистов, и не надеешься на гарантированно отличный исход.
подробнее...

К 100-летию мастера киноканал «Мосфильм.Золотая коллекция» показывает его дебютный фильм «Судьба человека», снятый в 1959 году о  русском солдате, прошедшем немецкий плен, но  и не утратившем
подробнее...

Во время виртуальной пресс-конференции между Россией и Китаем организаторы признались, что из-за пандемии они столкнулись с беспрецедентными трудностями, которые не позволили провести форум, как
подробнее...

На полюсах при этом сходятся все векторы и линии магнитных полей, защищающие жизнь на Земле от смертоносной радиации — этого жуткого, темного, мрачного, безвоздушного, жестоко-тоталитарного космоса.
подробнее...

Этот роман Хораса Маккойя хорошо известен по знаменитой экранизации режиссера Сидни Поллака (1969 г.). Речь в нем идет о танцевальном марафоне времен Великой депрессии в США. Роман написан в 1935-м,
подробнее...

Напомним, что премьера второй части картины прогремела в конце августа в Сыктывкаре. Город был выбран не случайно: именно в столице Республики Коми настоящий Максим Шугалей стал депутатом Госсовета от
подробнее...

Олег из тех, кого можно смело назвать музыкальным умельцем. Он родился в Приморском крае и начал разрабатывать ниву влад-попа еще до активного вмешательства Ильи Лагутенко. Чубыкину не так везло на
подробнее...

Чаще всего автор МК, изнемогая от жажды справедливости, попросту меняет местами причину и следствие. Так, он пишет, что я, «обидевшись» на театр им. Вахтангова за то, что мой спектакль «Козленок в
подробнее...

Дебютное стихотворение «Первенец» Луиза Глюк выпустила в 1968 году и довольно быстро получила признание как один из самых значительных современных поэтов. У лауреата Нобелевской премии немало регалий
подробнее...

НежностьОна была полная, зеленоглазая, с наглым взглядом и хищными, как у кошки, ногтями. Мурашки по коже пробегали, когда брала в руки принесенные пиджак и брюки.Но деться некуда: срочно требовалось
подробнее...

Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский,
подробнее...