Срочные новости раздела
На выставке «Утопая в цифрах» художники осмыслили последствия пандемии

На выставке «Утопая в цифрах» художники осмыслили последствия пандемии

Проект «Утопая в цифрах» начинается с работ художников, сделанных задолго до пандемии. Это, например, картина «Я не в ответе перед тобой», созданная на основе оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Автор пропустила ее отрывок через специальную программу, что позволило визуализировать звук и разбить его на яркие линии (их толщина зависит от высоты звука). На премьере той постановки побывал Василий Кандинский, который писал: «Слово — это внутреннее звучание». В работах Татаринцевых тоже есть это внутреннее звучание — большинство работ так или иначе связаны со словом. Красной нитью через большинство произведений проходят цитаты из трактатов Людвига Витгенштейна — австрийского философа, который считал, что язык отражает мир, так как логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Во время Первой мировой войны Витгенштейн оказался в русском плену. Здесь он влюбился в русскую литературу и даже переписал «Преступление и наказание» на свой лад, расставив ударения над каждым словом. На выставке его цитаты можно найти между произведений — достаточно навести камеру телефона на QR-код, и тебе приходит сообщение от философа. Например — «Образ есть факт». 

Такие фразы дополняют проекты «Запределами» (авторы намеренно пишут название слитно), «Природа молчания» или «Линия звука». Тексты и образы переплетаются в работах Татаринцевых в философские образы-факты. Так, «Запределами» (серия 2017–18 гг.) представляет собой тексты, написанные в условиях заключения великими писателями (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гумилев, Хармс, Бродский etc.). Тесты частично перекрывает черная краска — так же многие письма писателей, написанные в тюрьме, вымарывали цензоры. Слова словно становятся пленниками поверхности холста. Тексты оказываются в условиях живописной изоляции, как узники свободомыслия, как недавно каждый из нас — на карантине. 

Новые работы, созданные в дни изоляции, продолжают размышления о философии языка и цвета, ситуации свободы и несвободы. Они представлены на 40-м этаже, куда зрителей доставляет скоростной лифт — и ощущение полета в художественный космос новой реальности становится своеобразным продолжением идей авторов проекта. Здесь, в поднебесье, публику встречает основная работа выставки — «Утопая в цифрах». Перед нами стрелковое оружие, созданное из керамики. Оно плавится и превращается в черные кляксы. Эта инсталляция сделана разнотекстурными глазурями и поэтому выглядит весьма глянцевой, соблазнительной. Это не случайно, ведь все страшное, что происходит в мире, привлекает людей, завораживает, несмотря на весь свой ужас и жестокость. Рядом можно найти цитаты из «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич: «Человек с ружьем в зоне... В кого он мог там стрелять и от кого защитить? От физики... От невидимых частиц... Расстрелять зараженную землю или дерево?..»

— Светлана Алексиевич говорит о том, что мир готовился к большой атомной войне, а угроза пришла с другой стороны. И она невидимая. Мир оказался к ней не готов, — говорит Олег Татаринцев. — Мы эту инсталляцию делали на карантине. Здесь стрелковое оружие разных стран мира — и американское, и немецкое, и израильское, и наше, которое сейчас не нужно и не важно, и оно расплывается, превращаясь в кляксы. А рядом мы показываем графические листы с цифрами статистики пандемии — зараженных, выздоровевших, умерших. Эти цифры исчезают, стираются. Это цифры слабости всего нашего мира.

Графическая серия с полустертой статистикой эпидемии продолжается другой серией — с цитатами Людвига Витгенштейна, превращенными художниками в звучные и в то же время немые картины. Не случайно финальной цитатой проекта стала фраза этого австрийского философа: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». «Читать» работы Татаринцевых следует между строк. Но все же одну важную мысль они озвучивают громко в работе «Камуфляж». Эта инсталляция представляет собой детские игрушки, созданные авторами из керамики. Разноцветные зайчики, котики, лошадки покрашены так, что сливаются в цвета камуфляжа.

— Сейчас в мире все больше эстетизации войны. Дети играют с пистолетами, взрослые увлеченно смотрят боевики, телеканалы показывают новости о военных конфликтах. Все это вызывает у нас привыкание к войне. Мы же хотим показать, как вредна такая популяризация агрессии, к чему она потом приводит… Мне кажется, здесь каждый должен начинать с себя — меньше концентрировать свое внимание на ужасах мира, не покупать игрушечные пистолеты своим детям, и, быть может, тогда наш мир станет немного добрей, — уверена Ольга Татаринцева.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Горел Крисевич недолго. Полицейские быстро сняли парня с креста и унесли за руки-ноги. Кто же такой Крисевич и как оценивать его акцию?До сего дня Павла Крисевича можно было без сомнений назвать
подробнее...

— Мы уже привыкли поздравлять вас с днем рождения в Туле, но, судя по всему, в этом году улыбаться будем поодиночке?— Фестиваль «Улыбнись, Россия!» в этом году мы не проводим. В 2020 году должен был
подробнее...

Ещё до начала торжественной церемонии, которая совпала с 99-летием театра им. Вахтангова, у дома в Гранатном переулке собралось немало людей. Это актёры театра, друзья, коллеги Владимира Этуша и
подробнее...

Как точно заметила Анна Нетребко в ходе прямого включения из Вены, Россия – чуть ли не единственная страна, где до сих пор пытаются работать театры. От них не отстают и театральные премии, которые
подробнее...

О жизниЛучше длинная живая очередь, чем короткая автоматная.Лучше пузо от пива, чем горб от работы.Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких
подробнее...

Когда Павел Хомский, режиссер и художественный руководитель театра им. Моссовета с 1985 по 2016 гг., впервые увидел постановку Ллойда Уэббера и Райса в Нью-Йорке, она уже два года гремела на весь мир.
подробнее...

В течение двух с половиной месяцев в стенах музея можно увидеть вышитые картины, каминные экраны, веера, кошельки, сумки и чернильные приборы, а также предметы изобразительной и орнаментальной
подробнее...

Как стало известно «МК», похищенное имущество принадлежало 36-летнему реквизитору. Хранилось снаряжение в автофургоне «Форд Транзит», водитель которого жил в Железнодорожном. На машине он разъезжал по
подробнее...

Режиссер Александр Созонов принес пьесу Погодиной-Кузминой специально для Ирины Алферовой. Она, как и ее героиня, 66-летняя графиня Софья Андреевна, становится сердцем спектакля. Эта история не о нем
подробнее...

Поражаюсь количеству отзывчивых, добрых, немелочных встретившихся на протяжении жизни людей. Помимо бабушек, дедушек, папы и мамы меня формировали многие. Среди ниспосланных Судьбой ваятелей —
подробнее...

Если судить по сумме, диагноз у юбиляра более чем серьезный. Однако по нашим данным, Олег Евгеньевич не устоял перед очень модной в этом году болезнью. Еще перед началом прошлого сезона он всех
подробнее...

— Цель акции — популяризация искусства, и недавний опыт виртуального проведения «Библионочи» и «Ночи музеев» показал, что оно востребовано и онлайн. Этот формат позволит любому желающему попасть в
подробнее...

«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)В третьей части похождений археолога-авантюриста актер играет отца главного героя, и «родственный» тандем Коннери–Форд — одна из больших удач этого
подробнее...

«Национальная ассоциация актеров глубоко сожалеет о смерти нашей коллеги Малени Моралес, члена нашего профсоюза, сегодня ушедшей из жизни», - отмечается в сообщении в Twitter.В Национальной ассоциации
подробнее...

Место и время церемонии прощания долго держалось в тайне. Во-первых, из-за неослабевающего уровня коронавирусной опасности. А во-вторых, на этом настаивали близкие Жванецкого. О том, что сатирик будет
подробнее...

Если бы не сообщение в Instagram-аккаунте благотворительной организации Mealson Wheels, то широкая общественность о свадьбе в Палисейдсе узнала бы не так скоро. Молодожены поддерживают ее программу
подробнее...

Информацию о смерти Коннери подтверждает BBC. В мире актер из Шотландии прославился ролью Джеймса Бонда. Также он известен своим участием в фильмах "Индиана Джонс и последний крестовый поход", "Скала"
подробнее...

Инна Желанная, Роман Рябцев, группа «Комсомольск», Найк Борзов и Сергей Мазаев выходили на сцену и вместе с «Альянсом» исполняли их классику, не стесняясь эмоций и эффектных жестов. Пара сотен
подробнее...